?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть такая любопытная штука, известная всем, кто занимался собственным развитием намеренно – ОСОЗНАННОСТЬ, точнее - способность к осознаванию. Навык это сложный, требующий внимательности к себе и честности с собой же, в первую очередь. Поскольку, ни то, ни другое, гражданам, чтобы они там ни считали на этот счет, обычно не свойственно, то на овладение данным умением сил и времени требуется не мало. Вот и возникает законный вопрос: а эта вот ваша осознанность непонятная – нам-то зачем?

  • Некоторые «околопсихологические» люди, я полагаю, могли бы ответить честно. Например, как проводник из фильма «Чародеи»: «Я и сам не знаю… Положено!» Но, как я уже написала выше, с честностью косяк. - Так что молчат, гады. И загадочно улыбаются.

В общем, я решила не молчать, и попытаться объяснить. Вдруг получится?
Итак, зачем нам осознанность, что она дает и стоит ли ради нее стараться?
Часть 1. Общая схема: этажи в разрезе.
Давайте вообразим мозг человека в виде трехэтажного здания.
Первый этаж – самая древняя часть, рептильный мозг. Второй этаж –лимбический, - или, иначе говоря, – мозг млекопитающего. И третий – это уже наш, современный, свежеиспеченный человеческий мозг – неокортекс.

  • Наиболее научно подкованным: я в курсе, что идея «триединого мозга» лет 10, как опровергнута, и физически (в черепной коробке) не существует «трех мозгов». Я пользуюсь данной моделью исключительно в качестве метафоры в корыстных целях.

Представьте себя на первом этаже. Там все примитивно, рептильно так. Задача - выжить с помощью таких инструментов, как «бей, беги, замри» - в случае опасности - и «спаривайся» или «ешь», если таковой нет. Ну и рядом такие же бегают – ящерки. Эдакий парк Юрского периода.
Второй этаж. Тут уже поинтереснее. Тоже, конечно, про выживание, но – уже как в зоологическом саду. Иерархия, борьба за власть, отношения, страсти... Вкус жизни. На этом этаже нас будут охватывать разнообразные эмоции: здесь хорошо ласкаться, радоваться, тревожиться, обижаться, стыдиться и т.п. Эмоционально развлекаться, стремясь к приятному и избегая всего неприятного.
Третий этаж - это самое интересное. Здесь у нас цивилизация в ее лучшем виде, место обитания людей. Человеков. Они договариваются. Творят. Обдумывают бытие. Придают смысл всему вокруг. Здесь рулит осознанность - та самая способность, которая позволяет нам проникать в суть вещей, и суть самих себя, задумываясь о жизни, о себе, о других и разнообразных связях между всем этим.

  • Указанная способность в «базовой модификации» дана всем интеллектуально сохранным людям. (Надеюсь, что всем). Но – развить ее могут не все: мешают физиологические ограничения, морально-ценностные, да и дефекты воспитания вносят свой вклад.

Часть 2. Движение между этажами.
Представьте себе типичного обитателя «третьего этажа» - в хорошем состоянии, выспавшегося, не голодного, никуда не спешащего, не парящегося ни из-за ошибок, совершенных вчера, ни из-за тех, что он совершит завтра.

  • Опишу его детальнее. Он вникает в свою задачу и внимательно ее решает, ни на что не отвлекаясь. Обрабатывает поступающую обратную связь, учитывает ее и созидает дальше. Творец с большой буквы «Т». Прислушивается к своему внутреннему миру и своевременно удовлетворяет все насущные физиологические и душевные потребности. Он понимает чувства окружающих его людей, их намерения и мотивацию. И свои собственные, кстати, тоже понимает. Мастерски управляет своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач!

Представили? Я тоже не смогла с первого раза… Редкий тип. Не знаю, как вы дочитали этот кусок курсивом до конца: описывать его было скучно, как и любой идеал)).
Значит, творит он себе на своем этаже, спокойненько... Вдруг откуда ни возьмись!.. Внезапно, в общем, в его поле зрения появляется начальник (конечно, с маленькой буквы «н») и начинает вопить по поводу дедлайна, вчерашних ошибок, завтрашних отчетов и чего-то там еще. Полный аврал, караул и ахтунг. С Творцом - что? Правильно: гормоны - в кровь, и домик трехэтажный кааак тряхнет! Чем слабее навык осознанности у индивида, тем быстрее его стряхнет на второй этаж. То есть вот прямо так – кувырком в зоосад эмоций. Как он с этим обойдется? Да как привык: от «наорет в ответ», до «сделает вид, что не заметил». Важно одно – решение, как отреагировать в моменте придет, минуя осознавание - автоматически. И ряд последующих решений, кстати, тоже: пока индивид не успокоится и не сможет перебраться обратно на третий этаж. А это может быть очень нескоро.
Давайте разберемся, что, собственно, произошло? Все было спокойно (этаж 3). Появление начальника изменило окружающую обстановку (этаж 3 затрясло). Если бы наш гипотетический Творец удержался на этом, верхнем, человечьем, этаже мозга, - он бы сохранил способность выбирать как себя вести в моменте. Например, мог бы обдумать – нападение это или нет, есть реальная угроза или нет, надо начальника успокоить или продемонстрировать ему рвение и воодушевление задачей, или, может, деликатно послать нафиг? То есть его решение было бы осознанным.
Но поведение начальника было автоматически проинтерпретировано как нападение, требующее самозащиты (на физическом уровне: возбуждение, пульс растет, шум в голове и т.п. – домик раскачивает сильнее - человек не удерживается на третьем и кувырком летит на второй этаж, теряя непрочный навык осознанности) и наш герой начинает возмущенно спорить или оправдываться (приземление на этаж 2). Если бы он начал драться или попытался убежать – это бы означало, что он окончательно впал в аффект и не контролирует себя вообще (этаж 1).

  • Лирическое отступление. Если вы, припоминая подобную ситуацию из вашей жизни, полагаете, что у вас-то все окей! Потому, например, что вы «решили» благоразумно промолчать – и промолчали, - то я вас огорчу: ваше молчание вовсе не показатель того, что вы остались наверху. Вполне возможно, вы уже на первый (рептильный) этаж свалились и замерли там от ужаса. Проверка – признайтесь самому себе – сохраняли ли вы ясность мышления в момент появления шефа, делали ли вы выбор, и был ли он у вас в тот момент вообще? (Ясность мышления проверяется просто: вы помните диалог близко к тексту и можете его цитировать. Вслух.).

На «первом» (нижнем, рептильном) этаже мы оказываемся, если реально теряем над собой контроль. Убийство, совершенное в аффекте: проснулась рептилия и сделала свое черное дело. Возбуждение (сексуальное) залило мозг – изнасилование. Пытаясь объясниться, человек говорит: я ничего не помню, сознание отключилось… Ну да, - ни разума, ни чувств. Бей, беги, замри, насилуй. К счастью, на первом этаже нормальные люди бывают исключительно редко.
Если человек не понимает, как у него «функционирует» его внутренний мир, то он и не замечает ПЕРЕМЕЩЕНИЯ МЕЖДУ ЭТАЖАМИ. Не видит, как в эмоционально задевающей его ситуации, действия, решения, фантазии, мысли начинают подчиняться эмоциям.

  • Важно! Вы можете испытывать ОООЧЕНЬ интенсивные переживания. И совершенно этого не осознавать, считая себя вполне спокойным.

Сделать для вас заметным, а также прекратить или замедлить ваше непроизвольное «движение между этажами» может именно она – ОСОЗНАННОСТЬ.
Часть 3. Осознанность - умение, требующее тренировки.
Способность осознавать может быть более или менее развита.
Уровни развития:
Уровень А. Начальный. Владеющие им, способны осознать что-то постфактум, задавшись вопросом «что это было там и тогда со мной». Требует честности с самим собой и хорошей памяти.

  • Часто подменяется рационализацией и интеллектуализацией. «Что это было?» «Это у меня из-за погоды настроение испортилось».

Уровень В. Средний. Осознанность в моменте. «Что прямо здесь и сейчас происходит со мной?». Требует, кроме честности, внимательности к первичной входящей информации – как если бы вы были видеокамерой, и могли лишь снимать происходящее вокруг вас, но не интерпретировать его.

  • Часто подменяется «бесплотным мудрствованием», фантазированием, попытками преждевременно все понять и объяснить.

Уровень С. Продвинутый. Более глубокое понимание себя в моменте. «Осознавая, что со мной сейчас, я осознаю, зачем я это осознаю». Метауровень. Требует, кроме всего вышеперечисленного, времени и смелости. Для практических, бытовых целей не используется.
Многие владеют осознанностью на начальном уровне А. Толку от этого мало, ведь осознание мотивов прошлого поведения никак не поможет вам в моменте овладеть собой и своим накатывающим возбуждением – когда это опять произойдет. Годится, чтобы мотивировать себя начать учиться осознавать в моменте.
На уровне В бывали многие. Когда «третий этаж» ничего не сотрясает - тогда, если замедлиться и стать внимательнее к самому себе, у вас может получиться ЗАМЕЧАТЬ СЕБЯ: свои мысли, ощущения, то, что вас окружает. Но, увы, это умение, если не натренировано, исчезает при первом же возбужденном «мозготрясении» - и тогда имеем, что и имели – поведение обычное, неосознанное. Чтобы воспользоваться этим инструментом в ситуации из примера – про «Творца» и «начальника» - нужно навык осознавания постоянно тренировать. В покое. Чтобы вопрос «что это сейчас со мной?» - выскочил у вас автоматически при первых волнах возбуждения, до того, как оно зальет мозг, стряхнув вас на 2й этаж.

  • Проиллюстрирую на примере автомобиля. Когда вы только учитесь водить машину и вам надо постоянно учитывать сотню новых для вас стимулов, то любая нестандартная ситуация легко спровоцирует ошибку – и аварию. Когда вы автоматически водите – вероятность принять верное решение в сложной ситуации значительно выше. А если вы обучены экстремальному вождению – ваши шансы на то, чтобы поступить правильно в критический момент, - вырастают в разы.

Вот, собственно, и ответ, как работает навык осознавания себя в моменте: он помогает, независимо от уровня стресса, удержаться на «третьем этаже», или, упав ниже, быстрее на него вернуться.
Приведу несколько бытовых примеров для иллюстрации разницы между «осознаванием потом» и «осознаванием в моменте».
1.
- Уставшая мать кричит на ребенка, хоть и знает, что так не надо. Потом приходит в себя и жалеет, что сделала это, понимая, что это от переутомления (осознавание уровня А).
- Уставшая мать хорошо осознает, что с ней и ищет возможность прийти в себя, найти ресурс, переадресовать заботу о ребенке другому и т.п. – исходя из ситуации, помня о своем состоянии и не поддаваясь соблазну заорать.
2.
- В общении с другом, человек возбужден желанием доказать свою правоту. Неосознанно руководствуется в споре принципом «для достижения цели все средства хороши», игнорируя, что разрушает отношения своими оскорблениями и выпадами с переходом на личности. Придя в себя, жалеет о своей невольной грубости.
- В общении с другом, осознает свое желание быть правым, и может выбрать способ, которым готов воспользоваться. В споре бережет отношения, старается понять позицию собеседника, а не только донести свою.
3.
- На вечеринке человек выпивает немного алкоголя на голодный желудок, расслабляется, хмелеет. Радуется этому приятному состоянию, и опасается, что оно быстро пройдет и вернется напряжение и усталость. Чтобы этого не допустить, опрокидывает рюмку одну за другой, - и напивается в хлам.
- На вечеринке, немного выпив, осознает, что расслабление – и удовольствие от него – иллюзорны, что нужно найти еще способы для расслабления и отдыха – поесть, найти приятного собеседника, замедлиться и т.п., - прежде, чем принимать решение об очередной порции алкоголя.
Еще немного примеров без деталей. Без осознавания из нас «выпрыгивают» фразы (о которых вменяемый человек обычно после ссоры жалеет): «я же говорил/ла», «я так и знал/ла, что ты…», «да ты – дальше припоминается то, чем человек поделился с вами сам в минуту откровенности - слабак, импотент, уродина, кукушка, шлюха и т.п.», «ты не хочешь мне помочь, а ведь я для тебя (список ваших дел, которые вы совершили в пользу другого по своему желанию и совершенно добровольно, и настаивали, чтобы он это принял)», «ты мне всю жизнь испортил(а)…» и т.п.
В общем, пример может быть взят из любой ситуации, где вы соблазнились выплеснуть свои эмоции, не делая попыток разобраться – чего это вдруг вас так колбасит.

  • Есть те, кто считает, что это – спонтанность, и это прекрасно. Я так не считаю, и стараюсь держаться от таких людей подальше. Я хочу, чтобы мои близкие люди, ведя себя спонтанно, помнили про ценность их отношений со мной и старались их беречь.

Часть 4. Как научиться осознавать в моменте?
Таким «обучением экстремальному вождению» в жизни, может стать терапия – индивидуальная и групповая. Или направленная специальная медитация – их много разновидностей, можно поискать самостоятельно. Регулярная тренировка осознанности – в свободное от страстей время – делает навык более устойчивым. Именно он может помочь вытащить себя со второго этажа на третий, когда начинают бушевать страсти (как Мюнхгаузен себя вытащил из болота за волосы). Или даже удержаться на третьем. Буквально сказать самому себе: «Стоп! Что это со мной?!»
К сожалению, в отличие от вождения, и учиться этому дольше, и случаются эмоциональные коллапсы постоянно. Собой вообще сложнее управлять, чем пытаться делать это с другими. А почему? Второй этаж мешает: манит, соблазняет различными «вкусными» переживаниями: праведно позлиться, влюбленно повозбуждаться, устроить себе адреналиновые прыжки с парашютом, понаслаждаться запретным, полениться в поисках непрерывного комфорта, поискать развлечения и, естественно, избежать любого напряжения и усилий и т.п. Сплошной гедонизм))
Часть 5. «Чем плохо без осознавания? Придумают тут».
Если бы мы жили вообще «без осознавания», мы бы уже уничтожили друг друга. Невозможно же, чтобы в мире ограниченных ресурсов, всем было всегда счастье. Как же вынудить индивида вести себя прилично, с его вечными голодными потребностями и способностью чуть что сваливаться на уровень эмоций?
Нам нужна «выносная осознанность»! Такого термина нет, но его следовало бы придумать. Это – законы, догмы, религиозные заповеди, правила пользования общественным туалетом в конце концов… Попросту – кто-то за вас уже все осознал, и создал «правила общежития для всех». Буквально, они «говорят» нам следующее: «раз уж ты не понимаешь сам, почему надо поступить именно так: вот тебе правила, делай так и так, - и будет тебе счастье. Или несчастья поменьше будет. А если нарушишь – атата тебе, а не хлеб с маслом…

  • Не убивай, не воруй, не насилуй – от этого другим людям плохо. Не гадь, где попало, - и т.п.

Придерживаясь правил, догм и заповедей общественной морали, мы используем накопленный веками опыт коммуницирования людей друг с другом, как наиболее подходящий нам здесь-и-сейчас, - и со стороны может показаться, что такой – хорошо воспитанный и хорошо выполняющий предписания - человек «находится на третьем этаже». Но нет. Имитирует. Потому, как нет-нет да и плюнет в лифте, когда его никто не видит. И делает он это не потому, что он «плохой», а потому, что не осознает, почему этого делать не следует. Он ПОНИМАЕТ почему, если спросить, - и даже прочтет вам лекцию по этому поводу при необходимости. Но НЕ ОСОЗНАЕТ, увы: прописан на втором этаже...

  • Кто изучал философию в вузе? Помните категорический императив Канта? Поступайте так, как хотите, чтобы поступали по отношению к вам – и чтобы это поведение было всеобщим законом. Это работает: когда не надо объяснять – почему не следует бросать мусор мимо урны, выгуливать собаку в песочнице, ехать зайцем в автобусе. Когда каждый делает это по внутреннему закону. Но это требует – нет, не страха («ой, что подумают», «ой, вдруг накажут») – страх лишь делает нас осторожнее и вынуждает тихо сидеть на своем втором этаже, прижав уши, - требует осознанности – и нахождения на третьем этаже.

Еще раз. Третий этаж – это не разум и не интеллект сам по себе. Разум – это просто еще один орган адаптации. Вроде хвоста, или хобота. У одних есть, у других – нет. Кто-то может им воспользоваться для осознавания, кто-то – только для имитации, играя по правилам общежития.
Вывод. Большую часть времени каждый, живущий по инерции (считай, «во сне»), находится на 2ом этаже. На уровне млекопитающего, обремененного интеллектом (то бишь, по сути, некоторыми знаниями, позволяющими ему быть похожим на «человека осознанного»). Иногда он поднимается на 3ий этаж – будучи в ресурсе – и становится «хорошо понимающим себя, свои мотивы и эмпатичным к другим». Но, в случае эмоционального сбоя, вполне может улететь на 1й этаж, и, как поломанный робот, начать заезженно выдавать пугающее «не пойми что».

  • Тут внезапно всплыла в памяти поломанная тетка-маска, повторяющая одно и то же, из фильма «Вспомнить все».

Чем дольше человек пребывает на «третьем» этаже, тем ближе он к Богу. Шучу. К просветлению. К лучшему осознаванию себя. К укреплению умения оставаться в разуме, какие бы события (или их отсутствие!) ни бушевали вокруг. Красиво называется: устойчивость к аффекту!
Часть 6. Но это же так скучно! Сидеть и бесконечно осознавать!
В этом есть рацио: на третьем этаже можно засидеться и застояться. Может, просветленным мудрецам с Востока так и надо, но нам, людям, живущим севернее и западнее, грозит шанс зачахнуть без привычных радостей и удовольствий. Или замерзнуть без движения))
Посему, предлагаю вариант. Осознавай – или не осознавай, а свою «обезьяну» и «рептилию» нужно выгуливать. Для рептилии нужно движение (бег, борьба), механическое делание (замирание), хороший самозабвенный секс. Для обезьяны – самые разные игры, соревнования с другими – драйв от побед, и печаль от поражений, любовь и нежность, негодование и воодушевление, восторг и надежды, отчаяние и прощение… В специально отведенное для этого вами время. На сцене театра, например. Или в жаркой баталии в настолке «Игра Престолов»))
Фух. Все, устала.
Вопросы приветствуются. Всякое «не читал, но осуждаю» и «много букав» - сразу бан. Каждый сам вправе выбирать свой «этаж обитания» :)
Всем привет!


Избранные записи из этого журнала

  • Как я научилась писать тексты. Очень личное)

    Я училась в образцово-показательной школе «с английским уклоном» (когда я была в шестом классе, она вдруг стала минской гимназией №1). У…

  • Что ты видишь в окне?

    Когда один человек настойчиво требует открытости от второго, называя его закрытым, то оба плохо понимают, чем занимаются в этот момент. Поясню через…

  • Баня и группа.

    Чтобы понять, что происходит с другим человеком, иногда хорошо бы оказаться на его месте, - хоть там, где это возможно. Я, как тренер, часто бываю…

Comments

( 80 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
0x7be
13 сент, 2018 05:55 (UTC)
Спасибо, очень хорошо все по полочкам разложено :)
livejournal
13 сент, 2018 06:30 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
m_r_i_n
13 сент, 2018 07:30 (UTC)
Очень доходчиво и интересно. Со всем согласна.
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 12:16 (UTC)
Спасибо за отзыв
turandot5
13 сент, 2018 07:45 (UTC)
Если приходится общаться с человеком другого уровня и это раздражает, что? уйти, закрыть глаза?
а если это не возможно.
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 12:17 (UTC)
Всегда можно уйти. Не всегда без последствий.
smokhrov
13 сент, 2018 07:54 (UTC)

P.S. Насчет близости 3го этажа к Богу (или к "богу") - крайне спорно.
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 13:12 (UTC)
И о чем именно вы хотите поспорить?
maya4ok4
13 сент, 2018 08:06 (UTC)
Сдается мну что "обижаться и стыдиться" это таки третий этаж. Животные даже высшие стыда не знают, хотя могут научиться у человека. Дети наши тоже кстати, потому и говорят что они "невинны" и тоже взрослые учат как это.

А по теме - отлично все расписали. Особенно точно про кажущуюся осознанность, в то время как мысли постоянно бегают по кругу ввиду озабоченности собой.

Ну и еще - для 3-го этажа ИМХО необходимо еще умение останавливать внутренний диалог, чтобы жить "здесь и сейчас". Как говорится "когда не думаешь - многое становится ясным".

Edited at 2018-09-13 08:20 (UTC)
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 12:20 (UTC)
//Сдается мну что "обижаться и стыдиться" это таки третий этаж. Животные даже высшие стыда не знают, хотя могут научиться у человека. Дети наши тоже кстати, потому и говорят что они "невинны" и тоже взрослые учат как это.//
Да, вопрос дискуссионный. Последние исследования показывают, что не все так просто, и стыдятся дети гораздо раньше, чем до этого считали.

Про внутреннюю болтовню - да, согласна. Контроль над собственными мыслями - это важный навык.
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 12:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 14 сент, 2018 13:13 (UTC) - Развернуть
paparassi
13 сент, 2018 09:43 (UTC)
научиться этому не так сложно как говорят
есть состояния и приемы которые и вводят в нужное ИСС и распределяют внимание(да, да, никакого осознавания, только сплошь управление вниманием)
и есть приемы остановки как внутреннего монолога(ага, и такой есть) так и диалога
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 12:20 (UTC)
Да, есть, вы правы.
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 12:32 (UTC) - Развернуть
linn_leit
13 сент, 2018 11:00 (UTC)
Спасибо! Интересно было читать.

Страшновато "замерзнуть" на третьем этаже, хотя понимаю, что у меня пока навык осознавания не развит до такой степени.
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 12:21 (UTC)
Пожалуйста.

Главное не спутать 3й с другим ненароком ;)
Павел Пясецкий
13 сент, 2018 11:38 (UTC)
трехэтажный мозг
Мне не очень понятно, на каком этаже находится постоянно осознающий себя человек и насколько "выносное" осознавание способствует личному росту осознанности. Если осознанность есть некоторый когнитивный навык, который способствует обнаружению своего сознания на любом из этажей в предложенной модели и формированию адекватной реакции в "здесь и сейчас" на внешние раздражители, или осознанное погружение на любой из предложенных этажей для снятия накопленного напряжения на нем, то каким именно образом терапия помогает его развить? Спасибо за ответ.
abcentia
13 сент, 2018 12:17 (UTC)
Вряд ли автор сама что-то понимает, иначе бы столько не писала мелкими буквами.
"Этажи" - это вообще за гранью.
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 12:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:05 (UTC) - Развернуть
abcentia
13 сент, 2018 12:18 (UTC)
Вы можете одним предложением сказать, что именно надо делать, чтобы получить вашу "осознанность"?
Иначе выходит, что вы не осознаёте всё, что написали.
(без темы) - abcentia - 13 сент, 2018 12:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - psilogic - 14 сент, 2018 07:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 11:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 12:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 13:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 14:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 14:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - psilogic - 14 сент, 2018 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - psilogic - 14 сент, 2018 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - psilogic - 14 сент, 2018 13:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivankon - 14 сент, 2018 13:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 14:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 13:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - psilogic - 14 сент, 2018 13:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 14 сент, 2018 12:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 14 сент, 2018 13:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 15 сент, 2018 23:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 16 сент, 2018 00:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 12:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 12:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maya4ok4 - 14 сент, 2018 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - abcentia - 14 сент, 2018 13:28 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
13 сент, 2018 12:20 (UTC)
прочитал
в принципах работы головного мозга вы ничего не понимаете
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 12:29 (UTC)
Что именно я не понимаю, расскажите подробнее, будьте добры.
livejournal
13 сент, 2018 12:57 (UTC)
Трехэтажный мозг
Пользователь anzhi_snezhnaya сослался на вашу запись в своей записи «Трехэтажный мозг» в контексте: [...] https://vika-pekarskaya.livejournal.com/57076.html?embed [...]
poiupredatel
13 сент, 2018 13:50 (UTC)
Забавная ерунда перепечатанная из западной книжки по поп-психологии? Зато картинки, разный шрифт и абзацы, старательно.
vika_pekarskaya
14 сент, 2018 12:30 (UTC)
Поделитесь, откуда столь глубокомысленный вывод?
(без темы) - poiupredatel - 15 сент, 2018 16:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 сент, 2018 00:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - poiupredatel - 17 сент, 2018 05:50 (UTC) - Развернуть
psilogic
13 сент, 2018 13:57 (UTC)
1-2 этаж = оно
3 этаж = эго
выносная осознанность = супер-эго?
affe_sk
14 сент, 2018 06:20 (UTC)
имхо, выносная осознанность - это уголовный, административный, гражданский, налоговый кодексы, "правила поведения в общежитии", написанные буквами, и т.п.. Правила поведения, рассказанные взрослыми.

"Внешний заборчик": здесь делать так, а туда и так - нельзя.
(хммм... не сюда ли отнести религиозные нормы - с постами и бытовыми запретами ?)

А вот супер-эго - это уже внутренняя осознанность имхо.

Edited at 2018-09-14 06:21 (UTC)
(без темы) - psilogic - 14 сент, 2018 07:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 14 сент, 2018 12:32 (UTC) - Развернуть
mila_mints
13 сент, 2018 16:34 (UTC)
Отличная статья.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 80 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner