?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начну с тезиса, который ниже разверну.

За психотерапией я рекомендую обращаться к тому специалисту, на оплату услуг которого вы способны заработать и это не будут «последние деньги», после траты которых, на жизнь уже ничего не останется.

  • Тезис, так же как и текст ниже, не относится к детям, подросткам, пенсионерам, людям с тяжелыми личностными расстройствами и психически больным людям, нуждающимся в постоянной помощи специалиста.

Дальше я буду говорить о психотерапии, как о роскоши, некотором явлении культуры, которое может как-то улучшить жизнь сравнительно здоровых и достаточно успешных людей.



Психотерапевты бывают разные. В данный момент меня интересует разница в опыте. Выделю три «ступеньки»: начинающий терапевт, развивающийся терапевт, опытный терапевт. Внутри каждой «ступеньки» тоже будут различия, т.е. вроде: «сегодня начинающий», «уверенно начинающий», «начинающий развиваться» - и дальше переход на следующий уровень. :)

  • Причем, «начинающий» – вовсе не значит «плохой» или «разрушительный», «опасный» для клиента. Нет. Просто его «инструменты» - гипотезы, интервенции и т.п. будут проще, в каком-то смысле грубее. Он учится, - и должен работать под супервизией опытного коллеги.

Логично предположить, что стоимость услуг (как и профессиональные возможности) будет отличаться. Вместе с профессиональным ростом будет естественным образом расти востребованность терапевта и цена часа его работы. Вот об этом сочетании цены/опыта/качества и пойдет дальше речь.

Сначала о потенциальных клиентах.

В начале профессиональной карьеры почти любому специалисту платят мало. Точно меньше, чем хотелось бы. Но, если со способностью к творческому приспособлению все в порядке, то к 30-35 годам человек будет зарабатывать хорошо. Вполне достойно. Может и раньше, и позже. Я говорю – в среднем. Обычно продвижение по жизни зависит от способности быть достаточно коммуникабельным (чтобы дружить и/или договариваться с другими людьми) и достаточно инициативно-агрессивным (чтобы уметь взять/отстоять то, что причитается). Дефицит одного или другого свойства с высокой вероятностью скажется на финансовом благополучии – и это, конечно, вполне подходящий повод для обращения за психотерапией. С другой стороны, - когда человек зарабатывает хорошо, - но жить хорошо – так, чтобы жизнь его устраивала, удовлетворяла, - от этого не начинает, то он также может обратиться за психотерапией.

Итак, потенциальные клиенты психотерапевтов могут быть условно «богатые» или условно «бедные».

  • Условно – т.к. я говорю об этом исключительно в приложении к такому условию, как возможность оплачивать услуги опытного психотерапевта.

Начну с условно «богатых». Вроде, вполне логично обратиться к опытному специалисту. Но некоторые - все же - будут искать экономичный вариант. И это правильно. Если человек экономит на себе (не потому, что в этом действительно есть нужда, а потому, что так он привык с собой обращаться, возможно, привык считать себя бедным), то его «отклонение от нормы» будет чуть грубее, и ему как раз подойдет для начала работы более «грубый» инструмент менее опытного терапевта. Он немного просветит клиента, расскажет о психотерапии; предложит неуместные убеждения заменить на современные, подходящие; обратит его внимание на то, что у него есть внутренний мир и неплохо бы начать его исследовать и т.п. Хорошая такая работа. Дальше – и это распространенный вариант, - оба начнут расти – один профессионально – обычно с помощью супервизора, - другой личностно. Первый начнет потихоньку поднимать цену (не этому конкретно клиенту, а вообще за свою работу будет брать больше, набираясь опыта), а второй, - научится ценить эту работу для себя, и будет готов платить (т.е. тратить на себя) больше. Если окажется так, что терапевт профессионально растет медленнее, чем его клиент, то клиент уйдет – обычно с выражаемой благодарностью – к его старшему коллеге. Если наоборот, терапевт будет расти и повышать цену быстрее, то клиент уйдет – правда, чаще без благодарности – и снова будет искать прежнюю ценовую нишу. Конечно, может статься, что терапевт поднимет цену неадекватно - не потому, что «вырос», - но тогда от него постепенно все разбегутся, – и придется либо цену снижать, либо практику закрывать.

Любопытный момент – если клиент за терапию платит существенно меньше, чем ему позволяют его доходы (например, уровень цен даже у опытного терапевта для него – по субъективным ощущениям – окажется низким), то и ценность терапии может быть снижена. Есть вероятность, что он будет меньше стараться, не будет стремиться что-то «прожить», осознать, изменить – ну, потратил, скажем, сотню за час.. ерунда... мелочи… куда торопиться-то? В общем, - так и не начнет «практиковать» свои инсайты, даже если таковые ненароком случатся.

Теперь про условно «бедных».

Бывают случаи, когда человек экономит на всем, чтобы пойти к дорогому, опытному специалисту. Это вряд ли на пользу. Во-первых, на весь курс терапии может не хватить. К тому же, человек, стесненный в средствах, будет спешить, торопить процесс, будет готов в приглашении к осознаванию и «прислушивании к себе» видеть неуместную и бессмысленную задержку – ведь средства могут закончиться раньше, чем он что-то получит! И, таким образом, он будет лишь увеличивать дистанцию между сегодняшним своим состоянием и желаемыми жизненными переменами в будущем. Результат – разочарование в терапии и сожаление о потраченных ресурсах – временных и финансовых, прерывание контакта... Во-вторых, психотерапевт, как опытный, так и неопытный, будет делать приблизительно одно и то же на первых этапах терапии (в данном случае) – отчасти просвещать, отчасти обучать пользоваться терапией. Конечно, терапевт, который делал это сотни раз, будет работать тоньше, изящнее и т.п. – но нужны ли вам эти «деликатесы», если вы банально «голодны» и вполне будете рады и «хлебушку»?

С другой стороны, обращение к терапевту «по средствам» позволит клиенту двигаться в нормальном рабочем темпе, и жить, не ужимая себя во всем. Если работа пойдет – то и заработки клиента начнут подрастать – просто как показатель улучшения качества жизни. И дальше, как и в «богатом» варианте – либо оба вырастут синхронно, либо клиент уйдет (с благодарностью, или - без нее)…

Посему – не платите за терапию много, не платите мало. Платите по средствам.

  • Бывают ли исключения? Да. Бывают жизненные обстоятельства, которые временно меняют финансовое положение клиента. Тогда нужно и можно договариваться о «своей» цене с терапевтом – на оговоренное время. И возвращаться к этому вопросу столько раз, сколько будет необходимо.

У меня все.

Вопросы на понимание приветствуются.

Примеры и личные истории (как подтверждающие, так и опровергающие тему) – приветствуются.



Спасибо за внимание!

Для тех, кому интересны мои проекты, их анонс тут

Comments

( 225 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
(Анонимно)
1 авг, 2012 01:38 (UTC)
Мой первый психотерапевт был как раз бесплатный, кажется, в городской поликлинике. Он мне потрясающе много дал..поддержал в ситуации развода - буквально "голову над водой" держал
Мой нынешний терапевт - из "очень дорогих" (по моим меркам), цена за прием в 1.7 раз выше, чем в среднем по городу. Поэтому хожу я к ней столько, насколько эти визиты покрываются моей страховкой - 3 раза в год. Но это нечто...я поражаюсь, насколько хирургически точны ее реакции - инсайты у меня идут кучно.
А вот среднего по цене специалиста я искала для своей дочери, и когда мы пришли на сеанс, оказалось, что говорим настолько на разных языках, что ушли, не дожидаясь до окончания.
Пробую свести мой опыт с вашей теорией:), и вижу, что он - про то же с другой колокольни. Выбор, получается, вообще стоит начинать не вокруг денег, а вокруг того, что нужно-то. Когда горит - все, что годится, для того, чтоб тушить огонь. Когда это про боль, лучше хирург, чем специалист общего профиля. А когда "может быть, это поможет" (как в случае с дочкой) тогда, может быть, и не стоит.
vika_pekarskaya
1 авг, 2012 14:18 (UTC)
Да, конечно, важно понимать - что же нужно от терапии?
Спасибо, что поделились.
marusyas
1 авг, 2012 03:35 (UTC)
Если оставлять за скобками качество терапии, т.е. Принимать, что терапевт помогает, а не разрушает, и вид терапии выбран правильно, то со всеми положениями статьи соглашусь.
Я проходила терапию примерно 2,5 года, стоимость услуг была для меня достаточно значимой (примерно 10% месячного дохода). Мой доход действительно вырос за время терапии, как и продвинулась моя карьера. Сейчас я в декретном отпуске, но потребовалось обращение к моему терапевту. И вот теперь стоимость ее услуг для меня очень критична, я действительно хотела "свернуть процесс" пораньше, хотя затронуты глубокие слои и сопровождение моей трансформации еще необходимо, я сама чувствую, что еще в процессе, а не на берегу))) впрочем, предыдущий терапевтический опыт дает силы и уверенность в том, что я справлюсь;)
Одна моя подруга платит за терапию 25% своего дохода (ее психоаналитик где-то узнал о такой формуле определения стоимости своих услуг).
vika_pekarskaya
1 авг, 2012 14:20 (UTC)
Интересно. Спасибо, что рассказали о своем опыте. % от дохода клиента за терапию, - это очень непростой вопрос. Нужно думать...
(без темы) - attaka_fairy - 1 авг, 2012 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marusyas - 2 авг, 2012 02:08 (UTC) - Развернуть
вера пинчук
1 авг, 2012 04:17 (UTC)
А можно ?
Можно, но деньги вперед !

Извините,это все ,что я поняла .
sodade_13
1 авг, 2012 04:40 (UTC)
когда я училась, нам говорили, что оплату для каждого клиента имеет смысл устанавливать индивидуально, чтобы терапия была ему "по карману", при этом за отдаваемые деньги клиент хотел бы работать
irracionale
1 авг, 2012 06:38 (UTC)
Да, мой психотерапевт так и сказал мне, когда мы обсуждали стоимость занятий. Этот принцип отлично работает. Я, кстати, потом впервые давала уроки фотошопа - применила этот же подход к ученикам (взрослые люди), поскольку затруднялась с ценой - сработало отлично, все были довольны.
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 14:23 (UTC) - Развернуть
pemashulya
1 авг, 2012 05:13 (UTC)
весьма здраво, спасибо!
в последнее время как-то часто встречается мысль, что здоровье (в том числе психическое)- первая и наиважнейшая ценность, которая стоит любых денег - даже последних, даже не собственных. Эту идею в массы часто несут те, кто предоставляют услуги в сфере здоровья. В результате у клиентов возникает подспудное чувство, что услуги здоровья им навязывают. Конечно, особенно в маленьких городках, где психическое здоровье пока что не самая большая ценность, этого этапа "навязывания" не избежать. Но в какой-то момент реклама становится излишней и дискредитирует профессию.
vika_pekarskaya
1 авг, 2012 14:25 (UTC)
Пожалуйста. Спасибо, что поделились своими размышлениями.
mujlan01
1 авг, 2012 05:27 (UTC)
Какое милое обоснование (правда милое:))) ценовой дискриминации третьей степени.
vika_pekarskaya
1 авг, 2012 14:26 (UTC)
А что это такое - ценовая дискриминация третьей степени"?
(без темы) - mujlan01 - 1 авг, 2012 14:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mujlan01 - 1 авг, 2012 14:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 15:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fdut4 - 3 авг, 2012 09:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 10 авг, 2012 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fdut4 - 14 авг, 2012 10:45 (UTC) - Развернуть
_nette_nata_
1 авг, 2012 05:38 (UTC)
А что делать тем, у кого за психотерапевта платит медицинская страховка?;-)
dan_ismagilov
1 авг, 2012 05:47 (UTC)
тот будет ходить к докторам ВЕЧНО :) либо пока сам не осознает, что его проблемы со временем лишь множатся.
(без темы) - _nette_nata_ - 1 авг, 2012 07:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 07:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mrcynognathus - 1 авг, 2012 09:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 14:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _nette_nata_ - 1 авг, 2012 17:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 2 авг, 2012 05:27 (UTC) - Развернуть
dan_ismagilov
1 авг, 2012 05:45 (UTC)
коммерческие взаимоотношения врача и пациента порождают прямой конфликт интересов.

да, психотерапевту хочется кушать, да, он предпочитает работать языком, сидя в кресле, нежели строить дороги, работать за станком, да существует некоторое количество людей, финансовое состояние которых значительно лучше состояния душевного и у "доктора" есть возможность наарбитражить на этом себе на икру к бутерброду.
но рекомендовать больному выбрать врача "попроще" и "по карману", по моему скромному мнению - бесчеловечно.

систему медицинской помощи развалило именно желание нового поколения врачей шикарно жить, вместо того, чтобы оказывать помощь больным.

никто не говорит о том, что врач должен голодать или нуждаться в необходимом. тем не менее, продолжаю утверждать, что тотальная коммерциализация медицины идет нашему обществу лишь во вред.
irracionale
1 авг, 2012 06:47 (UTC)
Как я поняла из текста, Вика рекомендует выбирать не "попроще, чтоб было по карману", а адекватно своим потребностям. Происходит покупка услуги - так зачем покупать навороченную услугу на последние деньги, если вам на начальном этапе подойдет услуга попроще? Когда вы покупаете авто, вы же как-то соображаете, что вам, скажем, майбах не нужен, чтобы на дачу ездить? Но так как занятия с психологом - это услуга, а не товар, тут трудно однозначно описать систему оценки.
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 06:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irracionale - 1 авг, 2012 07:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 07:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irracionale - 1 авг, 2012 07:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kamelia20 - 1 авг, 2012 08:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irracionale - 1 авг, 2012 08:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 08:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mrcynognathus - 1 авг, 2012 09:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 08:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 08:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 08:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 08:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 09:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 09:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 09:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 10:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 11:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 11:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 11:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 12:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 12:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 12:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mrcynognathus - 1 авг, 2012 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mrcynognathus - 1 авг, 2012 10:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - parus28 - 1 авг, 2012 10:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fair_lady - 1 авг, 2012 09:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivansst1931 - 1 авг, 2012 09:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fair_lady - 1 авг, 2012 10:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivansst1931 - 1 авг, 2012 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fair_lady - 1 авг, 2012 11:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irracionale - 1 авг, 2012 10:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivansst1931 - 1 авг, 2012 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 14:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 15:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 2 авг, 2012 05:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anushka12 - 30 сент, 2012 13:08 (UTC) - Развернуть
honeyball
1 авг, 2012 06:03 (UTC)
Как-то всё не так у меня. У меня сейчас опытный психотерапевт берёт денег на 20% меньше, чем брал развивающийся.
vika_pekarskaya
1 авг, 2012 14:29 (UTC)
Это как-то для меня странно. Либо опытный недооценивает свою работу, либо развивающийся переоценивал.
lidusa
1 авг, 2012 06:07 (UTC)
Я не чувствую что успех моей терапии зависит от того сколько я плачу. Не соотношу эти вещи.
Хотя. Вот время.. Силы на то чтобы встреча состоялась - это для меня фактор придавать терапии значение. Мол, я же время потратила, выбралась..
Но на самом деле рост от терапии происходит для меня неожиданно, неосознанно, инсайты сами всплывают в нужный момент, так же как и поддержка терапевта как бы просто есть фоном.
_nette_nata_
1 авг, 2012 07:48 (UTC)
Плюсую)))
У меня терапевта оплачивает страховка.
Пр показаниям терапевта назначили определенное количество часов, примерно на три года.
Единственное за что платить - это если отменяешь сессию менее чем за 24 часа (исключение - болезни и "свыше" - поезда там не ездят и подобное).

Поэтому для меня тоже фактор потраченного времени, а не денег является важным.
Про эффект - подтверждаю, приходит, когда и не ожидаешь)))
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 08:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 14:30 (UTC) - Развернуть
lupol
1 авг, 2012 06:53 (UTC)
Собственно, поэтому я и не завершила курс у тебя: сейчас мне это не по карману...
Хотя чувствую, что мне этого нехватает. Надеюсь когда-нибудь вернуться.
vika_pekarskaya
1 авг, 2012 14:34 (UTC)
Люба, жаль, что мы об этом не говорили, и отношения прервались...
ex_vlansem
1 авг, 2012 07:04 (UTC)
В своей последней ЖЖ-публикации я написал о моей личной трагедии. Мне очень тяжко. Легче не становится. Если заглянуть ко мне и познакомиться с материалом - не проблема для автора (или кого из читателей), то, возможно, кто-то ответит мне - нужно ли мне обращаться к психотерапевту, или это совсем другой случай?
saunika
1 авг, 2012 07:46 (UTC)
Если вы чувствуете, что сами не справляетесь, почему бы и не обратиться к психотерапевту?
(без темы) - ex_vlansem - 1 авг, 2012 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - saunika - 1 авг, 2012 09:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mrcynognathus - 1 авг, 2012 10:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lisica_2005 - 1 авг, 2012 11:03 (UTC) - Развернуть
superaz
1 авг, 2012 07:21 (UTC)
vika_pekarskaya, больше всего люблю в тебе все твои исключения из правил. )))
linn_leit
1 авг, 2012 07:33 (UTC)
А если я сама психолог, но не обученный специально гештальту, подошел бы мне специалист попроще, который, в отличие от меня, прошел обучение?
mrcynognathus
1 авг, 2012 10:27 (UTC)
Нет, судя по вашему посту. Для решения вашей проблемы, на против вас должен будет сидеть авторитет.
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 14:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - linn_leit - 1 авг, 2012 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 21:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - linn_leit - 2 авг, 2012 04:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 2 авг, 2012 05:01 (UTC) - Развернуть
postcoitus
1 авг, 2012 07:54 (UTC)
Для меня это актуальная тема, потому что в терапии наметился прогресс и тут случилось (вот так-так) ограбление, которое существенно повлияло на возможность тратиться в ближайшие несколько месяцев, терапевт сказала: когда наладится, звоните. И отчего-то, кажется, что звонить не захочется, хотя абсолютно понимаю ее логику.
dan_ismagilov
1 авг, 2012 08:57 (UTC)
наркодилеры говорят: "деньги будут - заходи" :)
(без темы) - postcoitus - 1 авг, 2012 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dan_ismagilov - 1 авг, 2012 10:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 1 авг, 2012 14:42 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 225 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner