?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Невидимый враг

Много чувств и невозможно молчать. Всем, кто пострадал во время теракта в Минском метро, а так же их близким, - мои соболезнования.

Коротко о важном: вопросы, на которые я отвечала сегодня много раз. 

  • Что с нами происходит сейчас, почему люди беспрерывно звонят друг другу? Звонят даже тем, с кем не созванивались месяцами?

Пошатнулась одна из важнейших основ нашего существования – уверенность в собственной безопасности. В Беларуси никогда не было подобных трагедий, и население даже ожидать не могло ничего подобного: мы, по своей сути, дружелюбны, миролюбивы – и ожидаем к себе такого же отношения. Оказалось, что это не так. Сейчас каждый ищет новую опору – и она может быть именно в связях, в контактах с другими людьми, и, таким образом, реализуется потребность в принадлежности – не каждый поодиночке переживает свою личную драму, а есть «мы», минчане, белорусы, объединенные общей бедой. Когда люди вместе – появляется надежда. 

  • Люди по улицам ходят заметно подавленные. Что чувствуют, что переживают сегодня минчане?

Много тревоги. Нет возможности разрядиться через выражение злости – как минимум потому, что нет явного «подходящего» национального врага, которого можно было обвинить в содеянном. А обвинить хочется: ведь кто-то должен за это ответить! Отдельные граждане, находят более или менее подходящего «виновника». Но такого общего врага, как, например, те, кого принято объединять под условным именованием «экстремисты», у нас до сих пор не было. 

В целом, в нашей ситуации каждый чувствует себя так, как если бы он столкнулся в бою с Невидимкой. Вам наносят удар, вы оборачиваетесь – никого. Снова удар… Боль, злость, энергия для ответа – но никого нет, бессмысленные удары в воздух.. И - страх от неясности и неопределенности, от бессилия и невозможности защититься, который реализуется в естественном желании убежать… И действительно, в воздухе начинает витать мысль «может, уехать?»

Подавленные злость, страх (не всех готовы уехать) и печаль (не все умеют плакать) – и создают общий фон подавленности. 

  • В чем можно найти опору самому?

Полезно оценить – на что вы реально можете влиять, на что – нет. Признать, что есть вещи, в которых мы бессильны (бессилие придется принять, причем принять – не значит смириться, - а значит признать право свое и других быть в чем-то бессильными), - и делать только то, что возможно, без напрасной суеты. Живой пример такого полезного «делания» - таксисты и водители маршруток, которые сразу после аварии, в час пик, когда метро стало, бесплатно развозили людей. На следующий день по линии метро можно было увидеть записки в окнах личного автотранспорта, притормаживающего возле остановок: «Еду туда-то, подвезу бесплатно». 

Наши ценности – наша опора, да и смысл существования. На фоне угрозы подобных масштабов мы вспоминаем, что нам действительно дорого в жизни, что мы боимся потерять. Сам факт того, что нам есть, что терять, - напоминает о том, чем мы действительно обладаем, что для нас имеет истинную, а не иллюзорную ценность. Ради этого стоит жить дальше. 

  • Что делать, чтобы психологически поддержать пострадавших?

Ничего. Просто быть рядом. Сидеть, слушать, если человек хочет говорить – пусть выговаривается. Можно задавать встречные уточняющие вопросы, сопереживать – т.е. делиться своими чувствами в ответ на рассказ.

Лишними будут фразы:

«Ничего страшного» (с вами не согласятся и будут правы).

«Просто не думай об этом» (невозможно не думать, если думается).

«Я тебя прекрасно понимаю» (если вы не были в подобной ситуации – вы не понимаете, и человек это знает). 

  • Почему некоторые люди, перенесли это событие гораздо легче, чем другие (речь о тех, кто не получил никаких физических повреждений)?

На видео с места трагедии, действительно можно было видеть, как по-разному люди реагировали на произошедшее. В одном из эпизодов видно, как девушка, плача, рассказывает по телефону маме, что жива, а рядом бабулька говорит ей: мол, ну что ты голосишь, с тобой же все в порядке, я вот тоже там же была, и ничего.

Действительно – как же так?

Все просто. У каждого из нас есть свои психологические возможности, свои ограничения и свои ресурсы. Для кого-то привычно выживать, бороться с трудностями. Такой человек, в случае чрезвычайных ситуаций, чувствует себя «как рыба в воде»: быстро собирается, умеет организовать себя и других, активно действует. Кто-то, наоборот, привык полагаться на других в подобных ситуациях – и он будет растерян, напуган, беспомощен. И оба имеют право оставаться собой «здесь и сейчас». 

  • Что, с точки зрения психологии, происходит с теми, кто был в эпицентре событий, а так же с теми, чье родные погибли или находятся на грани жизни и смерти?

Нормальная реакция психики на ненормальные обстоятельства заключается в том, что психика, собственно, «расстраивается». И мы получаем - ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство. Оно, как и любое другое расстройство, протекает - при благополучном раскладе - следующим образом: фаза отрицания, фаза агрессии, фаза депрессии, фаза исцеления. (Подробнее и мое собственное видение вопроса, можно почитать тут.) Запомните: быстрее не бывает, на переработку нужно время и силы.

Оказавшись на фазе отрицания, люди могут вести себя по-разному: кто-то будет обесценивать произошедшее, мол, «да ладно, маленький взрывчик», кто-то игнорировать, полностью уходя в свои дела, решение проблем, кто-то просто отказывается воспринимать случившееся: «ничего не знаю, и знать не хочу».

Большинство застревают на второй или третьей стадии (ищут виноватых или тихо тоскуют).

Некоторые будут чувствовать себя «вполне нормально, и все уже забыл», - вполне возможно, что это сработали защитные механизмы здорового человека – на блокирование негатива. Внешне это состояние может быть похоже на стадию исцеления, но, по сути, таковой не является.

Реальное исцеление наступает тогда, когда

1.      негативные впечатления переработаны;

2.      есть принятие произошедшего - сознательное и эмоциональное;

3.      человек оказывается в состоянии увидеть событие и его последствия как свой жизненный опыт;

4.      к нему возвращается удовольствие от жизни. 

  • В каких случаях обращаться к психологам? Нужно ли? Чем они могут помочь?

В первые минуты, часы после произошедшего события (связанного с реальной угрозой жизни), психологи нужны гораздо меньше, чем представители других социальных служб – врачи, милиция, различные волонтеры. Именно они обеспечивают необходимые спасательные мероприятия.

Что дальше? Вам нужна помощь психолога, если:

  1. Вы вините в произошедшем себя (есть такое понятие «вина выжившего»).
  2. Вы наблюдаете не характерное для вас, не уменьшающееся напряжение, сопровождающееся бессонницей, трудностями с засыпанием. У вас - прерывистый сон.
  3. Вы пугаетесь и вздрагиваете в тех ситуациях, где раньше не пугались. Любая мелочь, напоминающая о катастрофе, может повергнуть вас в ужас. Вам снятся кошмары, вы просыпаетесь в холодном поту.
  4. Желание рассказывать раз за разом становится навязчивым, рассказ не сопровождается последующим облегчением, появляется ощущение, что вас никто не понимает. Если ничего не предпринять, то, со временем, может усилиться чувство одиночества, появиться чувство беспомощности, брошенности.
  5. Вам начинает казаться, что ваша боль только усиливается, и никогда уже не уйдет. 

Будьте готовы к тому, что подобные переживания могут появиться именно тогда, когда покажется, что жизнь вернулась в привычный ритм...

  • ·        Что делать, чтобы не поддаться всеобщей панике? Как противостоять паническим настроениям?

Сохраняйте критическое мышление. Думайте, сравнивайте, анализируйте. Не спешите передавать информацию дальше. Если вы хотите опубликовать новость, задайте себе 3 вопроса ((С) Сократ): 1. Уверены ли вы, что это правда? 2. Уверены ли вы, что эта информация – что-то доброе или хотя бы созидающее? 3. Так ли уж вы уверены, что необходимо, чтобы вы сказали это другим?

Если это не правда, не дОбро и не необходимо – не стОит обременять этим ни себя, ни других.

На сегодня у меня все.

 

С памятью о погибших и с надеждой на выздоровление всех пострадавших.

Comments

( 41 комментарий — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
between_skies
13 апр, 2011 01:33 (UTC)
Как перестать тревожиться за родных? В силу обстоятельств, я живу в далекой стране от своей Родины, и когда такое происходит, мне остается тоько нервно жать кнопки телефона и молиться, чтобы там подняли и ответили, что все в порядке. Моя сестра уехала на последнем поезде перед взрывом, и уже второй день я повторяю про себя, что с ней все хорошо, но эта разница -1 минута - между теми, с кем все хорошо, и теми, кто попал под взрыв, - убивает своей незначительностью...

Что делать? Как пережить то, что уголок спокойствия стал небезопасным? Все время перепроверяю сообщения в интернете о произошедшем... Стала абсолютно рассеянной и периодицехски срубаюсь в какую-то летаргическую спячку...

Посоветуйте, как перейти в более конструктивное состояние...
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:08 (UTC)
Нет смысла в избавлении этого переживании, как таковом.
В своих рассуждениях вы пытаетесь как бы отмести, убрать, нейтрализовать угрозу. Но угроза для жизни есть всегда, у всего живого. Сам факт того, что вы тревожитесь, говорит о том, что в вашей жизни есть нечто ценное, что страшно потерять. Избавиться от тревоги можно, избавившись от ценности - но не думаю, что это выход.
Про "что сделать" - как я и пишу в статье. Признать, что люди хрупки. Что в жизни есть опасности. Что, решаясь что-то ценить в этой жизни, мы неизбежно будем знать и о том, что "это" можно потерять. И дело не в том, что "раньше было безопасно, а сейчас вдруг стало опасно". Нет, раньше были иллюзии - сейчас их меньше. Реальный окружающий мир может быть опасен - в том числе и для вас.
Решите для себя, что вы реально можете сделать - что нет. Признайте, что есть вещи, в которых вы бессильны - и имеете на это право. Сделайте то, что можете.
Если вам не станет легче от этих слов - обращайтесь к психотерапевту.
viola_journal
13 апр, 2011 02:31 (UTC)
мы говорили с сестрой
ей повезло вернуться домой раньше, до взрыва
но она каждый день пересаживается на Октябрьской и вполне могла быть там
и я поймала себя на том, что говорю ей "с тобой ничего бы не случилось, ты бы ехала в другом вагоне, или успела бы выйти, но с тобой бы ничего не случилось"
я уверяла ее (и себя) в ее личной неуязвимости:) и почувствовала, что это не самая лучшая реакция
а как в этой ситуации отвечать, чтобы помочь пережить страх и себе и человеку?
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:17 (UTC)
Виола, это та самая фаза "отрицание". Ее задача - защитить психику от немедленной перегрузки. Этакий "предохранительный клапан".
Чтобы эффективнее пережить страх - нужно его отловить, направить на угрозу. Конкретно: надо идентифицировать угрозу, осознать свои чувства и желания в отношении указанного объекта, принять возможные и необходимые защитные действия.
Короче, после фазы отрицания возникнет много злости... Будь готова, что ее проблематично на кого-то реального направить в наших условиях.
(без темы) - viola_journal - 13 апр, 2011 09:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 13 апр, 2011 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - viola_journal - 13 апр, 2011 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 13 апр, 2011 10:04 (UTC) - Развернуть
anzikguk
13 апр, 2011 02:51 (UTC)

Здравствуй Вика. Я не в тему, просто ты очень долго не писала. У меня вопрос: кого родила, как малыш ?

vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:17 (UTC)
Ты не в тему.
Родила в 1999 году дочку. Информация есть в профиле.
kolik8
13 апр, 2011 05:47 (UTC)
спасибо. перепостил.
n_mancewich
13 апр, 2011 06:31 (UTC)
здорово, что написала. мне кажется для многих сейчас это важно.
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:18 (UTC)
Спасибо, Настя.
galadster
13 апр, 2011 06:43 (UTC)
Вечная память погибшим, скорейшего и полного выздоровления раненым. И по возможности скорее оправиться тем, кто пострадал не физически. Это страшно - столкнуться в первый раз.
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:18 (UTC)
Да.
Это всегда страшно.
(Анонимно)
13 апр, 2011 08:19 (UTC)
Спасибо за пост! Утащу в psy_journo со ссылкой, разумеется.

Единственно на что позвольте возразить - то, что вы описываете, не ПСТР. При "благополучном раскладе" ПТСР не возникает. ПТСР диагностируют, когда "нормальная реакция на ненормальные обстоятельства" продолжает интенсивно беспокоить человека и нарушать его жизнедеятельность более чем 4 недели.

Хотя тут терминологическая путаница (не у вас, а вообще в науке)... Может, логичнее было бы считать, что "расстройство" возникает у всех, кто пережил травму. Хотя, собственно, оно и возникает, только "острое", а ПТСР уже относится к тому, что самостоятельно не проходит, как раз в части описания у вас "почему стоит обратиться к специалисту".
gailochka
13 апр, 2011 08:21 (UTC)
Простите, предыдущий коммент (про ПТСР) был мой.

Соболезнования всем пострадавшим и их семьям и близким...
Да и вообще всем нам.
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:30 (UTC)
Пожалуйста.
Да, я не врач. Могу ошибиться в точности мед формулировок.
worvik
13 апр, 2011 09:21 (UTC)
Спасибо! Разумно, уМЕСТно и своеВРЕМенно
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:31 (UTC)
Да, пожалуйста.
(Удалённый комментарий)
nastalgi
13 апр, 2011 09:44 (UTC)
спасибо, очень нужная информация. Скажите можно я переведу и выставлю на сайт Нашей Нивы, со ссылкой на жж?

С уважением, Анастасия Шамрей
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 09:49 (UTC)
Пожалуйста.
Переводите, выставляйте, если считаете нужным.
robby_roza
13 апр, 2011 12:40 (UTC)
рада тебя снова читать, Вика :)
скажи, а как избавиться от страха ездить в метро теперь?
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 23:32 (UTC)
:)
Со страхами хорошо работают любые поведенческие методики, НЛП, ДПДГ. Можно обратиться к кому-то, кто умеет это делать, или погуглить. У меня нет сейчас возможности подробно описывать методики тут.
efirnaja
13 апр, 2011 14:55 (UTC)
многие те, кто там не был, подавлены осознанием неустойчивости жизни вплоть до мыслей о самоубийстве. и таких очень много. вот что им делать?
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 23:35 (UTC)
Я думаю, им нужно обращаться за помощью к специалистам - врачам, психотерапевтам, психологам.
a_evgenia
13 апр, 2011 15:57 (UTC)
Вика, пост хорош.
А главное, я рада, что с тобой все в порядке! Вспоминала о тебе.
vika_pekarskaya
13 апр, 2011 23:37 (UTC)
Спасибо, Женя.
Да, я в порядке.
li_sen_ka
13 апр, 2011 17:47 (UTC)
Спасибо, Вика.

Держись сама.

vika_pekarskaya
13 апр, 2011 23:37 (UTC)
Пожалуйста.
Я в норме.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 41 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner