vika_pekarskaya (vika_pekarskaya) wrote,
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Category:

«Потому, что я так решила».


Что маленький ребенок знает о мире? То, что ему, так или иначе, сообщают о мире взрослые. Интересный момент – это вопрос легализации силы взрослого в воспитании ребенка. Очевидно, что любой взрослый сильнее любого маленького ребенка (в норме), и что часто родители действуют с позиции силы. Это можно признавать, а можно маскировать.

И тогда вот что выходит. (Дальше два «стерильных» варианта, редко встречающихся в чистом виде, - конечно, в жизни всегда будут вариации). 

 

Вариант 1.

В «приличных», интеллигентных семьях о силе говорить не прилично, поэтому ее маскируют под «правильность» и «целесообразность».

- Пока не съешь из-за стола не уйдешь. Потому, что это ПОЛЕЗНАЯ для тебя еда. (А не потому, что мама не собирается готовить что-то еще, а оставить ребенка голодным чувство вины не позволяет).

- Все, сегодня больше телевизор тебе смотреть нельзя. ВРЕДНО так много. (Не потому, конечно, что по телику мамин (или папин) любимый фильм начинается, и/или она (он) с собственного детства знает, что телевизор детям вреден).

- Я сказала, ты будешь ходить в этот кружок (секцию, музыкальную школу и т.п.). Это тебе пригодится в жизни. Потом еще спасибо скажешь. (Дело, конечно, не в том, что гениальный ребенок тешит родительское самолюбие в большей мере, чем обычный; да и «спасибо» на старости тоже, конечно, не помешает).

- Сделай это сам. Пора уже быть самостоятельным. (Конечно, не потому, что родителю лень оторвать попу от дивана, а просто отказать он не может).

И так далее.

 

В этих сценах я вижу, как два очевидных вектора – сила взрослого человека и его ЛИЧНЫЕ мотивы, с помощью обмана, - маскируются под целесообразность для ребенка.

Такой ребенок вырастает с уверенностью, что его желания ничего не значат, а все в мире подчинено некой целесообразности, которую спускают циркулярами сверху: может, от Бога, может от науки или ученых, может от правительства, может еще от кого-то. Иногда это еще называют «правильностью». Все должно быть правильно. «Истины», усвоенные от старших, они почтительно проносят через всю свою жизнь, не задумываясь о том, что времена меняются. Если какие-то «истины» начинают хромать и перестают работать, или «истин» не хватает (а дефицит возникает в обязательном порядке рано или поздно), они ищут и успешно находят себе гуру, учителей, духовников, мастеров Таро и прочих «хранителей истины». Книжки в поисках ответов читают. К психологам захаживают. К религии обращаются. Нужны правила, без них никуда.

«А сам-то ты чего хочешь?» «Хочу, чтобы ты мне сказала как…»

Кроме того, таким людям сложно отличить сильных от слабых (даже физически!), если родители (например, мама) делала вид, что она слабее всех в доме, а сама тотально контролировала всю семью. У ребенка непроизвольно возникнет путаница – ху из ху? Как определить, кто сильный, а кто слабый? Даже в себе не разобраться. «А я сам какой? Вдруг, слабый?» И будет, на всякий случай, считать всех сильнее себя. Чтобы подготовиться к защите.

 

Вариант 2.

Бывает иначе. Есть другие семьи, где ребенок прекрасно знает, что пока он не вырастет, что-то (не всё!) будет только так, как скажут родители, просто потому, что они сильнее: социально, интеллектуально, физически и прочее. Это не значит, что ребенка бесконечно строят, оскорбляют или бьют. Нет. Просто, ему иногда говорят: «Это будет так, потому, что мне так удобно. А я сильнее. Будешь ты сильнее – будет по-твоему. А сейчас ты слабее – мы будем решать за тебя. И заботиться о тебе». А в остальном - растят, любят и дают все, что положено ребенку. И, что важно, говорят ребенку – в чем его сила. В чем он сильнее. Хвалят.

Этот ребенок вырастает с убеждением, что в мире возможность реализации желаний строится на силе. Кто сильнее – тот больше получит «плюшек», больше своих желаний сможет реализовать. С сильными надо уметь дружить, а слабых – жалеть, растить, любить, подчинять, окружать заботой и прочее – на выбор. Его «правильность» строится на уместности его желаний, и идет изнутри, а не снаружи. Это не значит, что он будет, во что бы то ни стало, продавливать свои желания. Нет. Просто он гораздо лучше и точнее будет различать расстановку сил в этом мире, свои желания, и возможность их реализации с опорой на существующую реальность. Такого человека будут мало беспокоить вопросы «справедливости» или «честности». У него все просто - кто лев, тот и прав. Именно такие люди делают успешный бизнес.

 

«Правильно» ли это? Не знаю. Но, как показывают мои наблюдения, таким людям гораздо проще и понятнее жить.

Tags: воспитание, дети и родители, установки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Отношения: хождение по мукам. А смысл?

    Двое приближаются друг к другу до тех пор, пока не натыкаются на серию Серьезных Отличий (если речь про любовные отношения, то чаще к концу первого…

  • От бойкота до призвания. Личное.

    Когда я закончила начальную школу, которая базировалась в уютном крыле большого и сложного, на мой детский взгляд, здании, мы, как и все поколения…

  • Трехэтажный мозг

    Есть такая любопытная штука, известная всем, кто занимался собственным развитием намеренно – ОСОЗНАННОСТЬ, точнее - способность к осознаванию.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 205 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Отношения: хождение по мукам. А смысл?

    Двое приближаются друг к другу до тех пор, пока не натыкаются на серию Серьезных Отличий (если речь про любовные отношения, то чаще к концу первого…

  • От бойкота до призвания. Личное.

    Когда я закончила начальную школу, которая базировалась в уютном крыле большого и сложного, на мой детский взгляд, здании, мы, как и все поколения…

  • Трехэтажный мозг

    Есть такая любопытная штука, известная всем, кто занимался собственным развитием намеренно – ОСОЗНАННОСТЬ, точнее - способность к осознаванию.…