?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Написала что-то вроде небольшого руководства по тренингам командообразования. Пока его напечатают, как статью – решила выложить и здесь.

 

 Под словосочетанием «тренинг командообразования» часто подразумеваются самые разные варианты времяпровождения: начиная от выезда на природу с шашлыками и дискотекой, и заканчивая семинаром по методам и приемам формирования команды.

 

Как бизнес-тренер с многолетним стажем работы я обычно сталкиваюсь с тем, что заказчик или затрудняется выделить цели желаемого мероприятия, или по разным причинам старается скрыть их. Конечно, привлеченный со стороны специалист, по сути, – посторонний компании человек, и руководитель стремится показать своих людей с лучшей стороны, скрывая имеющиеся проблемы: «не хочется выносить сор из избы». Чисто по-человечески, это очень понятно: все мы хотим выглядеть красиво. Однако в данной ситуации важно сотрудничество заказчика и тренера, которому, почти как врачу, необходимо знать симптомы, чтобы поставить «диагноз» и предложить лучший способ «лечения».

 

В этом небольшом очерке я хочу описать имеющиеся возможности тренингов, так или иначе связанных с командообразованием, – с тем, чтобы помочь руководителям самостоятельно справиться с начальным этапом диагностики.

 

По целям эти тренинги можно условно разделить на три категории:

1. Развлекательно – увеселительные тренинги. Часто приурочены к праздникам, сопровождаются застольем и иными «подарками» от компании. На эти тренинги приглашают тех, кого хотят поощрить, вознаградить или мотивировать на работу в компании. Реже – чтобы познакомить «новичков» и «старичков». Иногда – как способ снять напряжение, накопившееся внутри коллектива, помочь тем, кто работает в условиях хронического стресса, расслабиться, отдохнуть. Если не оговорено иное, количество участников на таких мероприятиях практически не ограничено.

 

К этой категории относятся следующие варианты:

§          «Веревочный курс».

Тренер (инструктор) создает условия и дает инструкцию, задача команды – выполнить.

 

Плюсы:

-- позволяет быстро сократить дистанцию между малознакомыми или «разностатусными» людьми за счет тесного телесного контакта, оказывающегося необходимым для прохождения большей части препятствий;

-- выполнение на первый взгляд не выполнимых заданий создает переживание эйфории, ощущение «я могу!» и «вместе мы – сила!», экстаз от ощущения и осознания взаимовыручки;

- позволяет создавать новые дружеские диады, триады и подгруппы.

 

Минусы:

-- есть привязка к погодным условиям, так как проводится на природе;

-- постэффект ничтожен, эйфория заканчивается вместе с первыми «старыми» трудностями на рабочем месте – ведь никто так и не научился их распознавать и преодолевать;

-- курс может породить конфликты нового плана: часто те, кто, являются творческим или интеллектуальными лидерами в компании, на тренингах, связанных с физической нагрузкой, оказываются в худшем положении, нежели те, кто более спортивен. Грузные участники могут чувствовать себя крайне неловко, «обузой», даже не смотря на то, что им тоже удается преодолевать препятствия. В результате может усилиться борьба за лидерские позиции, могут обостриться внутренние обиды и конфликты;

-- возникающая во время тренинга естественным образом агрессия выражается неконструктивно, или сдерживается посредством вынужденного молчания, часто являющегося одним из условий прохождения этапов. В результате лишь поддерживается и накапливается имеющееся раздражение друг на друга, напряжение не снижается, а замалчивается;

-- взаимодействие между членами группы производится преимущественно в конфликтном поле – каждый доказывает свою правоту. Участники тренинга лишь закрепляют имеющиеся малоэффективные модели и схемы поведения, не получая новых, так как анализ происходящего не предусмотрен.

 

§           «Сюжетные игры с элементами веревочного курса».

Интересны и захватывающи, содержат сюжет, что ясно из названия. Тренер мотивирует, создает условия, дает определенную информацию, инструктирует. Задача команды – выполнять задания с учетом полученного опыта.

 

В отличие от веревочных курсов, эти игры, обладая их плюсами, имеют меньше минусов.

-- меньший «экстрим» и меньшая физическая нагрузка, при этом сохраняющие переживание «вау»-эффекта: «мы это сделали!»;

-- возможность диалога в процессе выполнения заданий позволяет тренеру по результатам прохождения этапов заострить внимание команды на тех или иных индивидуальных особенностях участников, мешающих, или помогающих общей работе;

-- важно не просто пройти этап, но и суметь УСЛЫШАТЬ, что именно требуется от команды – от этого часто зависит результат, - так как условие игры может содержать лингвистическую провокацию;

-- некоторые из игр могут проводиться не только на природе, но и в закрытом помещении;

-- есть возможность не только телесного, но и душевного контакта – ровно настолько, насколько человек может себе это позволить.

 

Сохраняются такие «минусы», как краткосрочный эффект, отсутствие новых моделей поведения.

Добавляются такие «плюсы», как: привлечение внимания самих участников к имеющимся в коллективе сложностям; формирование личностного интереса друг к другу; осознание своей личной ответственности за результат; интерес к сотрудничеству, а не только конкуренции.

 

§          «Ролевые игры».

Наблюдателю бы эта игра показалась эпизодом из спектакля: каждый играет свою собственную роль. Это более сложный проект, так как требуется создать игру под конкретного заказчика, часто прописывая каждую роль под конкретного работника – игрока, всегда с четким количеством участников: от 10 до 26. Этот вариант интересен тем, что строится во многом на инициативе участников игры. Каждый игрок получает четкую индивидуальную инструкцию: кто он в игре, каков его характер, что умеет, что может, с кем знаком, личные явные и тайные цели, - но что с ним будет происходить дальше – это зависит только от него. Есть и общая вводная, которую знают все.

 

Сюжеты игр могут быть очень разными: детективы; «фэнтези»; приключения; фантастика.

 

«Ролевые игры» хороши, в первую очередь, как диагностика, причем как команды, так и каждого ее члена в отдельности. В игре хорошо видно, на что именно способен тот или иной работник. С другой стороны, такие игры полезны для командообразовательных целей: это прекрасная возможность увидеть, что, конкурируя, вместо того, чтобы сотрудничать, участники игры лишают себя многих возможностей. Увидеть, как члены команды сами выстраивают себе ограничения там, где их нет, а потом твердят: «это невозможно». Условия игры позволяют в достаточно безопасных условиях опробовать новый вид поведения, новый сценарий взаимоотношений. И т.д.

«Ролевые игры» могут быть использованы, как метод поддержания новых командных ценностей, правил, принципов, полученных после тренингов второй и третьей категории, которые описаны ниже.

 

Работа тренера заключается в том, что он мотивирует, создает условия, дает необходимую информацию. В конце обязательно поводится разбор игры, подробный анализ того, что могло быть сделано, что было сделано, какие поведенческие модели оказывались эффективными, а какие, наоборот, мешали достижению результата. Что уже усвоено и работает, а что еще необходимо закреплять.

 

Плюсы:

-- Дает длительный, устойчивый эффект. Помогает закрепить новые формы поведения;

-- Выявляет способность к обучению буквально со второй игры; позволяет формировать в игровом формате требуемое от сотрудника поведение в определенных ситуациях;

-- Позволяет увидеть скрытые таланты игроков, с тем, чтобы использовать их в нужном компании русле;

-- Всегда личный результат (или его отсутствие) зависит от умения сотрудничать с другими игроками (общаться, просить, договариваться, доверять, поддерживать и т.д.);

-- Может быть очень познавательной, захватывающей, с весьма яркими переживаниями, при минимальной физической нагрузке;

-- Длится вместе с разбором (это важный момент игры) три – четыре астрономических часа. Может проводиться, как на природе, так и в закрытом помещении.

 

Минусы:

-- Первая игра, как правило, не является показательной, если только это не проба на «выживание» в незнакомой и малопонятной ситуации. Стабильные наблюдения мы получим только после второй и последующих игр.

- Количество игроков, в отличие от предыдущих двух вариантов развлекательных тренингов, строго ограничено.

- Развлекает лишь настолько, насколько каждый готов проявить инициативу и личное участие.

- Требует предварительной подготовки, например, предварительного интервью с каждым из участников.

 

2. Тренинги образования команды. Полноценные тренинги, имеющие обучающий характер. При этом занятия, по-прежнему, строятся на игровом материале. Редко сопровождаются последующим застольем. Проводятся регулярно и планово. Не имеют отношения ни к поощрению, ни к наказанию. Оптимальное количество – 30 ± 10 человек, но возможны и иные варианты. Группа формируется из людей, от которых зависит результат совместных усилий.

 

Есть определенные принципы, которые, так или иначе, культивируются в подобных тренингах:

- Команда образовывается вокруг идеи и/или вокруг человека.

- Команда – это система. Любой результат – результат совместных усилий.

- Внутри команды сотрудничество эффективнее конкуренции.

- Поощрение творческого начала и инициативы.

- Самореализация вместо борьбы за выживание и доверие вместо одиночества.

Если корпоративный дух, корпоративные принципы и идеалы предусматривают иное представление о команде, это важно прояснить сразу же, чтобы тренер мог скорректировать программу.

 

Формат может быть различным: выездные и павильонные тренинги, одно-, двух- или трехдневные или двух-, трехчасовые несколько раз в неделю на протяжении месяца или двух. Вариантов много, можно всегда подобрать тот, который удобен и интересен заказчику. Может сочетаться с любым из вариантов развлекательных тренингов. Например, связка: 1-й день – веревки, 2-й день – обучающий тренинг, дает прекрасные результаты, совмещая активный отдых на природе и новый опыт и знания.

В данных тренингах нет общего для всего процесса сюжета. Есть определенные упражнения и игры, из которых складывается общая картина, общее действо. Есть дискуссии и мини-лекции – не нравоучительные, а буквально рождающиеся на глазах участников, из полученного в игровом процессе материала. Лекции, которые и интересны, и полезны тем, что позволяют прояснить происходившее в игре.

 

Плюсы:

-- участники получают новый опыт, новые знания, перед ними раскрываются новые возможности;

-- участники начинают налаживать здоровые отношения друг с другом; научаются конструктивному проявлению эмоций и чувств, в том числе негативных;

-- получают опыт осознанной поддержки друг друга, опыт разумного доверия друг другу;

-- эффект от тренинга гораздо более длительный, так как он сохраняется не только на уровне переживания, но и на уровне понимания, осознавания того, что происходило;

-- могут быть выявлены проблемы, требующие решения на вышестоящем уровне организации, но не достигшие еще критических масштабов.

 

Минусы:

-- предложенные команде принципы не будут работать без поддержки и поощрения руководства;

-- от участников требуется готовность к интеллектуальному труду;

-- могут быть не только приятные переживания: не все хотят знать о себе правду, а она может всплыть, если какая-то из черт характера человека оказывается помехой для сотрудничества с ним.

 

Большую часть минусов можно предотвратить до начала тренинга, обсудив эти моменты с заказчиком. Последний из указанных минусов разрешается на тренинге, давая команде и конкретному человеку опыт взаимного сотрудничества и поиска конструктивного решения, без умалчивания проблемных мест из страха обидеть.

 

3. Тренинги эффективной работы в команде и тренинги обучения построению команды.

Рассчитаны на компании, которым приходится периодически создавать новые команды, перебрасывая старых работников из одной группы в другую. Иногда появление нового человека из соседнего отдела, – замечательного специалиста, но, увы, не умеющего легко и просто менять коллектив, – может разрушить всю команду. Не проводить же тренинги образования команды всякий раз, когда вы решаете заменить «Сашу» «Машей»!

 

И тогда либо необходимо, чтобы все люди умели вливаться в коллектив, либо нужен кто-то, кто будет сопровождать вхождение в коллектив, например, внутренний тренер, лидер команды, сам руководитель. Для этих целей я и разделила указанную группу тренингов на два варианта.

 

§          Тренинги эффективной работы в команде

Цель – научить людей самоорганизовываться, донести нехитрые принципы успешной работы в команде, научить воспринимать команду, как целостную систему, а себя, как часть ее. Научить принимать новичков в команду и передавать им свои умения.

Обычно это систематические занятия, помогающие осознать свое влияние, свой вклад в общую работу, умение увидеть со стороны происходящее и вовремя принять меры. Это тренинги коммуникабельности, лидерства, сплоченности – и иных качеств, помогающих легко влиться в любую команду.

Плюсы и минусы схожи с плюсами и минусами «Тренингов» образования команды»

 

§          Тренинги умения формирования команды.

Обучающий тренинг. Рассчитан на руководителей, лидеров, внутренних тренеров – т.е. тех, кто непосредственно заинтересован в умении самостоятельно сформировать команду из группы людей, помочь новому человеку войти в коллектив, создать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. Полезен для компаний, у которых идет постоянный приток новых специалистов.

Данные занятия содержат бОльшее количество лекций. Упражнения носят, в основном, модерирующий характер, это могут быть кейсы, требующие решения, или отработки того или иного навыка.

Оптимален формат «выездной» – 5 дней, 50 астрономических часов на 25 ± 5 человек. Возможны и другие варианты.

 

Плюсы и минусы трудно развести, поэтому, обозначу следующие пункты как особенности:

-- участники изначально мотивированы на обучение;

-- они получают новый опыт, новые знания;

-- происходит усвоение принципов построения команды в легкой, игровой атмосфере;

-- хотя изначально не ставится задача создать команду из людей, которые проходят данный тренинг вместе, процесс командообразования все равно идет по мере усвоения и опробования на практике новых поведенческих паттернов.

 

Надеюсь, описание, предложенное мною, поможет Вам сориентироваться в большей мере в огромном море под названием «тренинги командообразования».

Метки:

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
sadjo78
29 авг, 2007 06:42 (UTC)
Ой, спасибо большое!!! Очень вовремя и в тему!!
dan_thu_
29 авг, 2007 08:42 (UTC)
оч интересно)
я про командные тренинги мало что понимаю.
прочитал и "ориентации" явно прибавилось.
а ещё создалось впечатление, что пишет человек разбирающийся, знающий своё дело, знающий подводные камни, сложности и умеющий с ними обходиться.

про ролевые оч интересно)
особенно, что люди на первой игре осваиваются и раскрываются только на последующих.

проводил недавно ролевую и возник вопрос. После самой игры люди были довольно сильно возбуждены и тут сложно переходить к анализу.
Знаком ли тебе такой момент? И как можно с ним обойтись?

Вика, а можно где-нить почитать о принципах написания ролевых?
vika_pekarskaya
29 авг, 2007 09:42 (UTC)
Спасибо, приятно.

Да, возбуждены, - это естественно. Надо время, чтобы высказались, отреагировали, только потом анализ.

Есть принципы, на которые я ориентируюсь. Не знаю, прописаны ли они где. Надо будет прописать.
dan_thu_
30 авг, 2007 07:09 (UTC)
>>Есть принципы, на которые я ориентируюсь. Не знаю, прописаны ли они где. Надо будет прописать.

буду ждать с нетерпением. :)
dan_thu_
31 авг, 2007 08:32 (UTC)
был у тебя на "Автобусе". там ты давала возможность выговориться каждому в круг. это занимает время. а если дать отреагировать в парах? или в карусельке с заранее придуманными вопросами.
тут минус - всех не услышу, и не получу информации для анализа.

а есть ли ещё какие-нибудь способы отреагирования?
vika_pekarskaya
31 авг, 2007 21:25 (UTC)
Обязательно, считаю, надо давать проговорить основные действия в круг: это на многое открывает глаза.
Минус не в том, что ТЫ всех не услышишь, а в том, что они друг друга не услышат. Это важнее.

В парах можно дать первоначальное отреагирование. Но тут сложность в том, что ДО общего круга, у них для обсуждения может быть не много материала - только часть картинки видна, а после - появится еще, т.е. сэкономить время все равно не получится. Кроме того, именно во время общего обсуждения народ "прет" от эмоций - и если это прерывать, - оно после общего круга, уже "законсервировано" и не выплывает на поверхность.

Выход - делать ролевки на меньшее количество людей. Так и разбирать легче. Но у нас это не выгодно.

Ты у меня был на первом автобусе? Или когда я его повторно давала?
dan_thu_
1 сент, 2007 16:05 (UTC)
полезнющие вещи! спасибо!

чтоб я знал на каком :)
будто бы зима 2005, межсезонье вроде бы. а может и весна. увы, не помню точно)
vika_pekarskaya
1 сент, 2007 21:30 (UTC)
Пожалуйста!

Почему спросила на каком - я на второй почти полностью переписала сценарий - остался лишь общий фон и название... :)
koolamesa
29 авг, 2007 11:44 (UTC)
Напиши мне на куламеса(собака)маил.ру

Вышлю кое-какой материал.
dan_thu_
30 авг, 2007 07:09 (UTC)
выслал)
спасибо! :)
koolamesa
29 авг, 2007 11:44 (UTC)
Статья очень понра. :)
vaelastrasz
3 сент, 2007 08:44 (UTC)
интересно)
а на сколько универсальны тренинги(на пример п.3)? будет ли разница, и в чем, между тренингами для капитана футбольной команды(хм.. несколько утрирую) и лидера какой-нибудь it команды разработчиков?
vika_pekarskaya
3 сент, 2007 09:57 (UTC)
Думаю, разница будет. Тренинги не универсальны. Надо все время корректировать под конкретный заказ и конкретную специфику.
ponyk
22 окт, 2007 07:26 (UTC)
день добрый)
Виктория, хорошая статья. Может, вам будет интересно: http://community.livejournal.com/teambuilding_ua/
vika_pekarskaya
22 окт, 2007 09:10 (UTC)
Спасибо.)
Уже иду смотреть.
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
27 окт, 2007 00:16 (UTC)
Хороший вопрос. Ощущение, что Вы задаете его осторожно. Очень хочется так же острожно ответить.
Например, так: "команда - это система, организованная вокруг человека и/или идеи". Конечно, это не единственное определение, и, даже ,наверное, не лучшее. Скорее, оно в стиле тех тренингов, которые веду я.

Скажите, а что Вы думаете по этому поводу, как "руководитель одного из подразделений небольшой, но очень классной консалтинговой компании"? :)
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
28 окт, 2007 22:03 (UTC)
Re: Буду краток и лаконичен
1. Увы, тут я не согласна. Пока они "группа", а не "система", они работают над чему угодно, только не на общий результат.
2. Да.
3. Вы про названия или про условные "категории"? Если про названия - там есть пункт "и т.д." Если про категории - очень любопытно, что же я не обнаружила за 9 лет работы.
Напишите об этом, если вы уже подумали.
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
30 окт, 2007 22:17 (UTC)
//Про группу или систему - не столь важно, могу принять, правда, опять хочеться спросить, что вы под системой понимаете :)//
Очень важно.
Система (в отношении команды) - совокупность взаимовлияний членов команды друг на друга, представленная в своей цельности и полноте. «Превращение» группы в команду предполагает умение увидеть себя не посторонними, а как людей, связанных друг с другом, видеть, что ошибки – не чьи-то, не происки врагов, а следствие их действий, развитие способности стремиться к надиндивидуальным целям и т.д. Можете почитать что-то связанное с вопросами системного мышления.

// Развлекательно-увесилительные тренинги можно разбить еще как минимимум на 2 группы - собственно развлекательные и мотивирующие (это разные вещи и соединять их нет необходимости)//
Т.е. вы видели компании, которые хотели бы ПРОСТО развлечь и накормить орду в 200 человек, не вкладывая в это «мотивирующие» задачи? Любопытно у вас, наверное, в Киеве работать.

// Тренинг навыков работы в команде - тут ничего не придумаешь нового//
Я и пишу об этом, когда описываю «Тренинги эффективной работы в команде», Впрочем, навыковые вещи, как и любые другие поведенческие тренинги, не подкрепленные работой с личностными особенностями, малоэффективны в долгосрочной перспективе.

// Создать команду в тренинге? Это невозможно. Команды создаются под специальные цели, отдельным руководителем, с качественнным ролевым подбором участников (по Белбину, например)//
Видимо, Вы работаете в компаниях, которые имеют из чего выбирать. Увы, Минск – маленький город, и ресурсы тут ограничены. Те же программисты (хоть что-то умеющие) нарасхват – отбирать не из чего. Надо, чтобы они «заработали» вместе. Так что, если перед Вами ставят другие задачи – это не значит, что так возможно везде.

//А то что у вас за команду написано, это как раз и есть группа людей, хорошо работающих вместе. Наверное, ваши 9 лет научили вас под понятием "команда" видеть то, что имеет в виду заказчик, а не то, что должно быть на самом деле//
Я очень рада, что вы знаете лучше всех, что и кому нужно «на самом деле». Ваша способность к коммуникации, проявленная в нашем с Вами диалоге, создает впечатление, что Вам необходим тоже тренинг чего-нибудь посерьезнее, чем тренинг навыков чего бы то ни было.
Удачи.
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
1 ноя, 2007 01:55 (UTC)
//А для этого нужно согласовать понятийный аппарат. С этим не так все хорошо, по разному мы на мир смотрим.//
Это так. Мне случалось сталкиваться с киевскими тренерами, действительно разница существенна.

//Возможно, мои комментарии кажутся вам агрессивными?//
Некоторые моменты Ваших комментариев вызывают у меня агрессию. Злят, короче. Вы задаете вопрос -потом пытаетесь оценить и дать совет в стиле "подумайте". Такая явная попытка занять позицию сверху, конечно, не может мне нравиться. И вряд ли вы настолько наивны, что бы этого не понимать. Или все же настолько?

//Что же, ваши ответы для меня во многом представляются более чем наивными//
Очень хочется ответить вам в вашем стиле: подумайте, не являются ли ваши оценки меня проекцией? Не вашу ли наивность вы пытаетесь приписать мне?
Вы психолог? Экономист? Сколько лет ВЫ работаете? Сколько зарабатываете по сравнению со среднестатистическим жителем Киева? Умеете ли сами работать в команде? Или только руководить? Умеете общаться и строить дружеские отношения?
Это реальные показатели. И ни за один из них - если бы я отвечала на эти вопросы - мне не было бы стыдно.

Вы вряд ли можете оценить меня, как тренера, ни по вопросам, которые я задаю, ни по репликам и ответам. Все, что я делаю - я могу объяснить, показать любому. Я мыслю ясно, и излагаю ясно. И то, что думаю, и то - как работаю. Вы же ясно излагаете только ваши оценки. Для этого не требуется особых знаний. Все мы что-то о чем-то знаем и можем оценить.
( 20 комментариев — Оставить комментарий )