?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Злость на самого себя.

Сегодня в 1001 раз столкнулась с выражением «злюсь на себя». Надоело повторять одно и то же, вот и решила написать – почему я вижу в этом самообман.

 

Как же это возможно? Вот родился ребенок, стал расти потихоньку, а тут – хоп! – и стал на себя злиться (не важно в каком возрасте). Не злился, не злился… А тут, вдруг… Что изменилось? Ответ, по-моему, очевиден!

Вспышка злости на кого-то во внешнем мире, была остановлена еще бОльшей вспышкой ответной злости. Ребенок пугается и понимает: «А злиться-то опасно!» А девать-то куда злость? Понятное дело – вовнутрь. Больше-то особо и некуда, если «вовне» нельзя. В дальнейшем, конечно, будут «разработаны» и «применены» и иные способы «избавления от злости» - проекции, нечувствительность и т.п., но сейчас пока и этот механизм хорошо работает. «Злюсь на себя»: безопасно! самокритично! удобно окружающим!

Жаль только, что для здоровья вредно. Ведь вся энергия, предназначенная для того, чтобы ударить обидчика, - с тою же силой бьет по внутренним органам «само-злящегося»: сердце, желудок – в первую очередь оказываются на линии огня. Лучше уж подушку бить… Правда, для этого придется признать, что злость предназначена не вам.

 

Что же касается того, «как же не пугать детей» - соизмеряйте свою злость со злостью ребенка, не наказывайте «нелюбовью», оставляйте ему право злиться на вас, и на других людей. Есть даже игра, рекомендуемая психологами: поиграть в собак и всем порычать друг на друга! Очень улучшает климат в семье!

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
koolamesa
7 апр, 2007 09:16 (UTC)
Ты злишься на ситуацию. :)

Помниться. мы с Викой говорили о таких случаях в какой-то из Дубрав. Суть в том, что нужно смотреть, что человек говорит в этой ситуации, как говорит и так далее.

Кстати, напомню. что функция злости - дать энергию для решения ситуации. если ты злишься на себя. то как ты решаешь ситуацию?
(Удалённый комментарий)
koolamesa
9 апр, 2007 07:26 (UTC)
//А что мне даст злость на ситуацию? Пролитое кофе мне оплатит покупку новой клавиатуры? ;)//
Слава, это шутка была? Ты чего?

//Во-первых, действительно появляется энергия. Много. Т.е. работает принцип "клюнувшего в задницу петуха" -- начинается АКТИВНОЕ исправление случившегося. Во-вторых, появляется очень яркая мотивация на какие-то изменения в себе или вокруг себя с целью предотвращения повторения подобной ситуации.//
Вот тебе и ответ. :)

Поясню. Ты злишься на "на кого", а "для чего".
vika_pekarskaya
7 апр, 2007 22:33 (UTC)
Слава, ты в своем амплуа. :) За категоричность - прощаю.
Смотри. Разлей ты кофе на клавиатуру года эдак в четыре, твои чувства могли бы быть такими:
1. "Ух, ты как прикольно, и что дальше? А если добавить кофе, а если понажимать клавиши???" - это если до этого мало кому есть дело.
2. Если отругали - обида и/или вина. То же, если заставили убрать за собой. Здесь же возможно появление злости на того, кто отругал.
Смотри, НИГДЕ "ЗЛОСТЬ НА СЕБЯ" не появляется.

Вырастая, мы всех ругальшиков благополучно переносим "внутрь себя": сами себя виним, сами на себя злимся, сами на себя обижаемся. Понятно, что это не осознается: выгляди, как если бы мы "привыкли" всегда быть виноватыми в таких ситуациях. И злимся сами же - ведь кто-то должен быть в этой ситуации не доволен.

Не будь у тебя такого опыта наказаний и обвинений, то и злостью ты на "разлитое кофе" не реагировал бы. А реагировал бы, скажем, сожалением. Или удивлением.. Или еще чем.

karleev
7 апр, 2007 04:51 (UTC)
Спасибо - полезная информация.
vika_pekarskaya
7 апр, 2007 22:38 (UTC)
Пожалуйста! Приятно.
koolamesa
7 апр, 2007 09:17 (UTC)
НА все сто согласен!
(Анонимно)
8 апр, 2007 13:04 (UTC)
А почему не рассматривается такая ветка развития как: в детстве мы не умели злиться на себя, мы умели только злиться на кого либо, но мы выросли и научились злиться и на себя также. Развитиес... Ведь учимся мы пожизни не только приятному и полезному, но и весьма вредным умениям также.
ИМХО, злость "на себя" возникает тогда, когда в пределах восприятия нет индивидума на которого можно было бы направить злость, и нет возможности обмануть себя что это "злость на ситуацию" (ибо логика быстро разбивает в пух и прах такие доводы). Тогда злость начинает закручиваться внутри в добротную пружину, она направлена вовнутрь, это "злость в себя" = "злость на себя".
Лично я, например, вывел для себя очень действенный и классный метод выхода из депресняков: когда у меня глубокий и жосткий депресняк, я начинаю злиться на себя (в себя), в идеале без причины, без поисков на кого бы сбросить, я просто закручиваю часовой механизьм чистой энергии внутри. А когда я принимаю решение что энергии достаточно, я начинаю ее использовать во все стороны. Делаю феерические прорывы на работе, резкие перемены в жизни... все то на что мне нехватало времени/энергии/желания в повседневной жизни... Успеваю за день сделать то, на что раньше не хватило бы и недели, при этом настроение получается очень приподнятое и боевое... Иногда спокойно не сплю сутками в этом состоянии. Эдакий нехилый энерджайзер.
Очень выгодное получается это дело, злиться на себя... Я уже даже научился входить в это состояние по собственному желанию и управлять происходящими процессами. Хотя подолгу пребывать в нем действительно нельзя, слишком быстро "перегреваются" внутренние органы...


=@=
vika_pekarskaya
9 апр, 2007 22:07 (UTC)
Конечно, рассматривается!
//мы выросли и научились злиться и на себя также.//
А еще научились пить водку, ничего не чувствовать, не плакать и не танцевать.. И массу всего еще.
Вот только "развитием" у меня язык не повернется это назвать. Скорее его остановкой.

Ты научился это использовать? Прекрасно.
Я могу сразу направлять агрессию, куда мне надо, ничего не закручивая.
У каждого свои методы.
(Анонимно)
10 апр, 2007 06:41 (UTC)
>А еще научились пить водку, ничего не чувствовать, не плакать и не танцевать.. И массу всего еще.
>Вот только "развитием" у меня язык не повернется это назвать. Скорее его остановкой.
хм.. Отчего же. Развитие это приобретение не только положительного опыта. Тем паче что "не чувствовать", "не плакать" и "не танцевать" уже несет в себе отрицание, а отрицание "научились" будет "разучились", тем паче что все это мы умели в детстве. Поэтому, по моему, куда правильней говорить: "мы разучились чувствовать", "мы разучились плакать", "мы разучились танцевать". А еще точнее было бы сказать: мы пожертвовали большой долей своих чувств дабы приобрести дополнительные способы защиты своего внутреннего мира от болезненных посягательств извне, пожертвовали умением плакать дабы приобрести возможность хладнокровно оценивать ситуацию в критический момент, пожертвовали умением танцевать в угоду повышения собственной самооценки.. Криво конечно пожертвовали, отдали намного больше чем взяли. Но никто и не говорил что мы нашли идеальную схему, эволюция еще не закончена, она продолжается...

>Я могу сразу направлять агрессию, куда мне надо, ничего не закручивая.
А можешь ли ты в таком случае делать выброс большого количества энергии? без накопления?

>У каждого свои методы.
таки да, согласен ;)


=@=
(Анонимно)
8 апр, 2007 14:29 (UTC)
//Лучше уж подушку бить… Правда, для этого придется признать, что злость предназначена не вам.//
А обязательно признавать? Или можно просто бить, потому что просто злой.
vika_pekarskaya
9 апр, 2007 22:03 (UTC)
Ну, думаю, бить подушку и думать, что это ты сам - все-таки не особенно полезно...
la_zorra_7
9 апр, 2007 10:35 (UTC)
Ну да, безопаснее получается - на себя злиться..
А потом можно и винить себя, и обижаться на себя, кусать губы или себя же гладить по голове, и иногда удивляться - а где все, почему же тут так одиноко?!
Ретрофлексия..

Спасибо тебе, что пишешь про детей и варианты, как можно по-другому..мне это кажется важным.
vika_pekarskaya
9 апр, 2007 21:58 (UTC)
Да, согласна полностью!
Пожалуйста.
Приятно, что читаешь!
megavolt_ex
10 апр, 2007 07:39 (UTC)
Любопытная игра. Спасибо :)
hikari_7
13 апр, 2007 09:31 (UTC)
перечитала ещё
последнее время под влиянием данной рекомендации:) выражаю накопившуюся злость (на других, потому что бывает, особенно по работе)физически, как-то: пинала ногой в тапочке пол на общем коридоре (тапок резиновый: ноге не больно, соседям не слышно), отпинала - перестала злиться (пинала-приговаривала за что и кого)
:)))))))))))
vika_pekarskaya
16 апр, 2007 21:05 (UTC)
:) Да! Это работает!
bukasa
22 апр, 2007 13:59 (UTC)
У меня дочка выпросила саблю: ей купили сразу две. Теперь мы устраиваем такие побоища, ух! :)
vika_pekarskaya
4 май, 2007 00:22 (UTC)
Мы когда-то надувными мечами классно дрались с дочкой! Полезно и для души, и для тела.
( 19 комментариев — Оставить комментарий )