?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Усталость.

Этот вопрос поднимается так часто, что грех не написать.

Финальный шерринг на тренинге. «Как вы? Что чувствуете?»

«Я устал»…

От чего же устал человек на тренинге? Вроде, бревна не таскали, приседания не делали, отжиматься не заставляла… Да и не сидели все время, как на лекциях, в одной позе так, что мышцы затекают от неподвижности… И двигались, и деятельность сменялась с активной на умственную, и – всего в меру. Что же за усталость такая?

Отвечает: «морально устал, душевно». А это что такое?

 

Эта усталость вовсе и не усталость, по сути. Представьте, что вам случилось, по делам благотворительным побывать, скажем, в дет. доме – где самые маленькие. Что вам случится там чувствовать? Острую жалость, беспомощность, отчаяние, скорее всего. До слез, если вы – человек чувствительный. И, чтобы вы там ни делали, вы выйдете оттуда вот с такой «душевной» усталостью. Она, очевидно, от того, что все эти чувства вы сдержали. И, сдержали, конечно, вполне оправданно – ну, чего детей пугать своими рыданиями? – вот только потом все равно о себе надо позаботиться. И выразить все эти чувства, отреагировать. В любом подходящем месте. Не откладывая в долгий ящик.

Точно таким же образом, на тренинге люди сдерживают свои чувства – к счастью, не такие острые, но все же достаточно сильные и не всегда социально приемлемые: злость, зависть, обиду, вину, стыд, бессилие… Привычно сдерживают их, сжимаясь, а потом удивляются, что голова болит. Чувства полезно выражать, уметь их «отреагировать». Не обязательно делать это сразу «там и тогда»: важно уметь оценить свои ресурсы, ресурсы среды, и – выбрать подходящее место, время и форму выражения своих чувств (финальный шерринг на тренинге – часто «самое то» место). Иначе они так и будут напоминать о себе – головной болью, болью в желудке, в сердце, в пояснице, плечевом поясе – и вообще где угодно, точнее – куда вам угодно будет «загнать» эти свои чувства.

 

Как отличить «здоровую» усталость, от «моральной», не здоровой? Да, элементарно. Первая – приятна. В ней и отдыхать хорошо, и чем-то другим заняться можно с удовольствием: скажем, сменив физический труд на умственный или наоборот. Вторая – мучительна, тягуча, тяжела, она обессиливает, лишает подвижности и желаний.

 

Будьте здоровы!

Comments

( 48 комментариев — Оставить комментарий )
_v0ice_
21 мар, 2007 07:11 (UTC)
Мне вот порой довльно сложно удается выразить эмоции и чувства...
Часто слышу от друзей и знакомых, что не всегда можно понять, что я думаю, какое у меня настроение, т.к. зачастую я просто спокойна и непроницаема:).
Знаю, что это не есть хорошо, что над собой нужно как-то работать, но вот пока что я все же больше закрыта. Хотя и есть пара людей, которым могу открыться практически полностью.
vika_pekarskaya
21 мар, 2007 23:55 (UTC)
Это все разные темы - "выразить эмоции и чувства", "трудно понять настроение", "открытость - закрытость"... Не стоит, я думаю, их мешать в кучу, тогда легче будет разобраться.
megavolt_ex
21 мар, 2007 08:16 (UTC)
Подскажи варианты выбора подходящего места, времени и формы выражения своих чувств вне тренинга кроме прямого отреагирования?
koolamesa
21 мар, 2007 08:36 (UTC)
Например, можно пройти в боксёрский зал, в тренажёрный, в бассейн, в компьютерный клуб, поскандалить с продавцом. Хватит :)?
megavolt_ex
21 мар, 2007 11:24 (UTC)
Хватит. Но все они как то затратны по времени. Есть ли более быстрые способы? Скандалить с продавцами быстро но как то неэкологично.
vika_pekarskaya
21 мар, 2007 23:58 (UTC)
Поплакать дома в подушку, поорать в лесу, сломать старую табуретку вечером на заднем дворе...
megavolt_ex
22 мар, 2007 08:00 (UTC)
А как на счёт мысленных фантазий на тему агресивных действий? Ведь для головы нету принципиальной разницы делаю я действие в реале или только представляю его.
vika_pekarskaya
22 мар, 2007 22:57 (UTC)
Точно. Годится! Хорошо еще кому-то это параллельно рассказывать (тому, кто сумеет поддержать)
megavolt_ex
23 мар, 2007 08:02 (UTC)
Рассказывать про ужастики которые приходят в голову? Ладно раз эфективней значит и слушателя придумаем :))))
(Анонимно)
23 мар, 2007 12:12 (UTC)
Отличная идея! Практически всегда так и поступаю :)


=@=
koolamesa
22 мар, 2007 07:59 (UTC)
Мег, ты же знаешь: "мы может сделать быстро, дёшево, качественно. Выберете две характеристики". :)
shipu4ka
21 мар, 2007 08:18 (UTC)
Да-да, помнится с сексологии частенько уходил с крепко сжатыми челюстями и болью в затылке:)
vika_pekarskaya
21 мар, 2007 23:59 (UTC)
Мне любопытно - как сейчас ты понимаешь то свое состояние, в чем была причина "неотдавания" эмоций, когда было возможно?
shipu4ka
23 мар, 2007 08:41 (UTC)
- недоверие партнеру, группе
- привычка
- не было состояния "здесь и сейчас", были серьезные проблемы с учебой, трудно было концентрироваться на тренинге
Наверное что-то еще было, сейчас уж не вспомню...
koolamesa
21 мар, 2007 08:29 (UTC)
Поддерживаю. Особенно полезным в плане отреагирования считаю замечательное русское изобретение - мат. Оч-чень помогает. :)
vika_pekarskaya
21 мар, 2007 23:59 (UTC)
Мат - это гениальное изобретение. Запретное, думаю, именно из-за эмоциональной насыщенности.
koolamesa
22 мар, 2007 07:57 (UTC)
Согласен. Предполагаю, что табуированность мата только повышает его эмоциональную заряженность. :)
lual
21 мар, 2007 09:38 (UTC)
Про невыраженность эмоций - да. :) Я сама так с крайней трехдневки уходила, с невыраженностью и неотреагированностью. Которая и вылилась на прехавшего за мной мужа. Прямо тут, в машине. Полным ведром. В три ручья, вперемешку с соплями и размазанной тушью. :)))
Кстати, все, на что меня хватило после всего этого отреагирвоания по приезду домой - это добраться до дивана и уснуть намертво. Утомительное это занятие - отреагирование. Особенно с непривчки. :)
vika_pekarskaya
22 мар, 2007 00:03 (UTC)
О, сочувствую.. И рада одновременно. Лучше рыдать, чем болеть...
la_zorra_7
25 мар, 2007 14:09 (UTC)
А точно!

На недавней гештальт-конференции жутко уставала к концу дня..думала "ну, новые впечатления..люди..просто переизбыток информации и эмоций".
Ага..если их не выражать!
Зато потом, когда в последний день рыдала - отчаянно и от души..а потом - так легко стало!
И все стало такое яркое - снег, небо, деревья, ветер в лицо..и себя ощутила очень бодрой и обновленной. Пошла качаться на качелях и прыгать в снег. И чувствовала: я - живая!
Даже вспоминать приятно :)

Спасибо тебе.
vika_pekarskaya
25 мар, 2007 22:22 (UTC)
Пожалуйста! И тебе спасибо, что поделилась...
Читала, и, с места "все такое яркое", начала улыбаться... Как живут те, кто никогда не позволяет себе "прорыдаться", какой свежести восприятия мира они лишают себя?!
la_zorra_7
9 апр, 2007 10:28 (UTC)
Эт точно..

Улыбаюсь тоже: раньше, когда только читала про такое и не было своего опыта, удивлялась - вот заладили, а! "Мир заиграл всеми цветами", "все стало такое яркое"..а потом прочувствовала - ну правда все так! :)

Интересно, как будто слезы действительно "промывают" глаза, в самом прямом смысле..
vika_pekarskaya
9 апр, 2007 21:56 (UTC)
Да и глаза начинают сиять! Сколько раз видела...
mithuniversal
21 мар, 2007 14:19 (UTC)
Про выражение собственных чувств - полностью поддерживаю.

А про усталость на тренинге.
1) Само по себе выражение чувств ведет к усталости. Ты же энергию при этом расходуешь.
2) Тренинг это получение и обработка новой информации. Это тоже сам по себе очень энергоемкий процесс. Даже больше, чем физкультура.
3) На тренинге происходит интенсивное общение, а на общение также нужна энергия.
4) Кроме того, как ты заметила в посте про напряжение, многие люди не умеют расслабляться, поэтому для них любой вид деятельности кроме сна ведет к усталости. Сама поддержка напряжения требует энергии.

Так что сдерживание чувств может быть не единственной причиной.
vika_pekarskaya
22 мар, 2007 00:13 (UTC)
Такая усталость, которую ты описал "про усталость" по пунктам - она приятна. Тянет еще что-то поделать, сменив умственную работу на физическую, общение на размышления или медитации. Я пишу о тягостной усталости, болезненной. И ее причина всегда - сдерживание эмоций.
denizzzzz
22 мар, 2007 16:19 (UTC)
Ох, актуальная тема для меня. Чувствую усталость еще, когда не принимаю что либо, или борюсь сам с собой.
Не могу(а точнее не хочу) выражать слезы(плач), по двум причинам:
1. Тупо - не дождетесь (типа "мужыки не танцуют").
2. А смысл? Никто-то не поддержит (это когда в одиночестве нахожусь, этот пункт меня очень волнует).


vika_pekarskaya
22 мар, 2007 23:24 (UTC)
1. А кто не дождется? Что, кто-то ждет?
2. А "никто" это кто? Чья поддержка тебе нужна, когда ты один?
denizzzzz
23 мар, 2007 14:35 (UTC)
\\1. А кто не дождется? Что, кто-то ждет?\\
Хороший вопрос, задумался.

\\2. А "никто" это кто? Чья поддержка тебе нужна, когда ты один?\\
Я знаю чья поддержка мне нужна. Проблема в том, что одному мне неинтерессно... :). А когда появляеться тот человек, начинает работать первый пункт. :)
rootzz
22 мар, 2007 19:37 (UTC)
Есть такая штука, когда я чуствую что устаю так, как ты это описала - морально и душевно - тогда стараюсь послушать себя повнимательнее: чего хочу и как и сколько. Часто после присматривания замечаю, что сдерживаю свою энергию, как таковую.. Это и радость и какие-то движения тела, эмоции. Иногда помогает подвигаться, иногда подышать. Главное, что получается с этим состоянием работать. Раньше было сложнее. )
vika_pekarskaya
22 мар, 2007 23:29 (UTC)
Да, это и про радость, - про любое сдерживание! Здорово, что уже получается!
hikari_7
29 мар, 2007 06:51 (UTC)
Прихожу к выводу, что я постоянно сдерживаю свои эмоции. Т.к. в семье негласно (а может это мои фантазии?:) считалось неприличным эти самые эмоции выражать. Вот и накопилось за столько лет. А теперь их выражать страшно: снесёт собеседника!:))) Только вот почему не было оговорено, что бурная радость - эта та эмоция, которую стоит проявлять?...
И что теперь с этим багажом делать? Настолько привыкла сдерживать, что иногда сама не понимаю... чувствую ли вобще что-нить. Но бывает: кто-то как пробьётся или тренинг там какой... и "кастрюлька" начинает реагировать.
Слава богу:)))
lual
29 мар, 2007 17:05 (UTC)
-- в семье негласно (а может это мои фантазии?:) считалось неприличным эти самые эмоции выражать. --

- Такие вещи вполне можно быть "негласными". Например, когда родители сам стараются вести себя безъэмоционально и ребенкины проявления чувств либо игнорируют, либо ругают. То есть, явно запрет никак не озвучивается, но ребенку явно дается понять, что его чувства никому не нужны и не интересны. Весьма распространенная штука. :(

-- А теперь их выражать страшно: снесёт собеседника!:))) --

- А вот додумывать да придумывать за других - неполезно.
vika_pekarskaya
30 мар, 2007 21:47 (UTC)

Согласна с lual про негласность: в этом случае, что радость, что горе - все едино.

Про снесет собеседника... Это довольно распространенная фантазия о собственной чудовищности... "Ты разбил мою любимую чашку, - слышит ребенок, - ты чудовище!" И он верит... Грустно.

А что делать? - прислушиваться к себе. Ловить чувства... Тренинги - хорошо. И терапия в этом помогает...
hikari_7
6 апр, 2007 07:12 (UTC)
Вчера выражала накопленную после неприятного разговора на работе энергию (эмоции) энергичным приготовлением пиццы в домашних условиях: раскатывала тесто и злилась! Ух как злилась! Отличное тесто вышло! Руки до сих пор ноют :))
Настроение хорошее.
vika_pekarskaya
9 апр, 2007 22:15 (UTC)
В Ералаше есть подобный сюжет: девочка готовит салаты, гневно рассуждая об одноклассниках, которые потом приходят на д.р. и кушают их же.. :)))
katyshya
6 май, 2008 05:46 (UTC)
А в моей семье выражали, только радостные чувства( И теперь я как огня боюсь агрессии, как своей, так и чужой, даже не имеющей ко мне отношения. И никак не могу принять и пережить смерть близкого человека. Что, похоже, разрушает мой брак(
vika_pekarskaya
6 май, 2008 16:04 (UTC)
Да, запрет в семье на переживание печали, горя и прочего негатива - это серьезно. Я бы рекомендовала обратиться за помощью к терапевту, если действительно брак под угрозой.
katyshya
7 май, 2008 09:03 (UTC)
Я уже в терапии всвязи с внезапной смерью младшего сына. Муж проявляет недовольство в связи с измениниями в ходе терапии, которые, по его мнению влияют на наш брак разрушительно.
vika_pekarskaya
11 май, 2008 21:50 (UTC)
О, это очень грустно... Приношу свои соболезнования...
И с мужем - тоже не хорошо... Вы не пробовали походить на семейную терапию, т.е. вдвоем?
katyshya
12 май, 2008 06:25 (UTC)
Соболезнования принимаю.
Терапия вдвоем с мужем на данный момент невозможна. Муж категорически против психотерапии.
vika_pekarskaya
12 май, 2008 22:19 (UTC)
Это усложняет ситуацию.
На чем же держатся ваши отношения?
katyshya
13 май, 2008 05:17 (UTC)
Может на моем страхе принимать решения.
Я прежде чем все бросить и убежать, что иногда очень хочется сделать, прежде пытаюсь остаться и постараться выстроить что-то новое, из наших отношений, что-то в чем мы сможем находиться и не обижать друг друга.
Я довольно сильно изменилась за время нашего брака, даже не уверена, что будь я такой раньше, он бы состоялся. Но мы уже вместе, и хотя нашо прошлое не сможет удержеть нас вместе, я хочу приложить все усилия чтобы построить наше настоящее и уийти лишь поняв, что я сделала все что я могла.
vika_pekarskaya
13 май, 2008 20:29 (UTC)
//прежде чем все бросить и убежать ..пытаюсь остаться и постараться выстроить что-то новое, из наших отношений, что-то в чем мы сможем находиться и не обижать друг друга.//
По-моему, это правильно.

//я хочу приложить все усилия чтобы построить наше настоящее и уийти лишь поняв, что я сделала все что я могла.//
Важно, чтобы хотели оба...
Удачи.
katyshya
14 май, 2008 05:08 (UTC)
Я могу хотеть только за себя. Мужу, по его поведению, тоже не все равно, вот только получится ли? Я стараюсь.
Спасибо. Удача, она всегда к месту))
_disaster
12 июн, 2009 19:59 (UTC)
Когда нужно выполнить работу, а вместо этого сидишь играешься, и, играясь, занимаешься самоедством, в результате действительно чувствуешь усталость. Я все удивлялась, откуда такое берется, ведь, казалось бы, никаких праведных трудов.
vika_pekarskaya
14 июн, 2009 19:27 (UTC)
Внутренний конфликт отнимает много сил.
mofalipositives
18 янв, 2012 12:51 (UTC)
спасибо, Вика! полезный текст! как раз "устала" на последней группе. только как теперь выловить, что я не отреагировала?
( 48 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner