?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Многие нынче интересуются осознанными сновидениями.

Можно подумать, что осознанное бодрствование они уже освоили»

(С) прекрасное, чужое.

Начну с тезиса банального, обыкновенного.

Всем хочется жить хорошо: счастливо, радостно.

Как понять, разобраться – что такое это самое «хорошо» для конкретного человека, пожалуй, мало кто знает. На выручку приходит ответ, опять же – банальный, обыкновенный. Очевидно, что хорошо живет тот, кто соответствует «образу счастливого человека», - по мнению условного большинства. А таким человеком у нас окажется материально обеспеченный (а лучше – богатый), симпатичный (а лучше - красивый), подтянутый (а лучше - накачанный), харизматичный (а лучше – популярный) и т.п. типаж.

Итак, эталон есть. Дальше два варианта:

или сидеть и ныть на тему «я не такой, дайте волшебную таблетку, чтобы я стал таким», или «сейчас я тут во всем разберусь, и стану ТАКИМ». С теми, кто выбирает первый вариант, мы тут разбираться не будем, займемся вторыми. Перед ними встает интересный вопрос – как? Как стать тем, кто будет соответствовать эталону? Самый, с виду, прямой путь – это путь копирования (нормальный такой путь, человек всему так и учится изначально). И вот тут начинается самое любопытное. Когда мы начинаем кого-то копировать, то исходим из того, что понимаем, как у Другого «это» устроено внутри.

Итак, задачка. Дано: скажем, человек богатый. Или человек стройный. Или еще в чем-то молодец. И за его образом жизни можно понаблюдать. Издали или вблизи. И он даже об этом образе может вам что-то интересное рассказать. Или даже книжку написать: «Сто советов «от..», как я стал «таким», каким стал». Задача: начать копировать. Что на выходе? При оптимальном раскладе? Кто сказал «получим копию»? Молодец, садись, пять.


  • Лирическое отступление. Читали в детстве сказку «Старик Хоттабыч»? Мне она очень нравилась. Там есть чудный эпизод, где Хоттабыч по желанию Вольки делает ему телефон. Точнее его копию. Волька с замиранием сердца снимает трубку, чтобы послушать гудки, но гудков – нет, он пытается открыть коробку, чтобы увидеть – почему не работает, но Хоттабыч хвастливо говорит, что открыть ничего нельзя, т.к. аппарат – из куска цельного золота. «Т.е. там внутри ничего нет?» – разочарованно спрашивает Волька. «А что? Должно быть что-то внутри, ты объясни, я сделаю..» - встревожено отвечает старик… А как объяснить, если «я и сам еще это плохо понимаю»…

К чему я эту лирику тут развела? Вероятность, что, начав кого-то копировать, вы получите такой же прекрасный «аппарат из цельного куска золота» очень велика.

Для качественного «копирования», кроме видимой оболочки – ЧТО человек делает, нам еще нужно понимать, КАК у него это делание устроено «внутри». И получить мы можем эту информацию, только если этот самый человек сядет и осознает все до мелких мелочей: как же у него «это» происходит. Не придумает-нафантазирует, исходя из каких-то своих представлений или ценностей. Не подсмотрит в чужой книжке и своего добавит. А вот возьмет, сядет, и честно так осознает. Рефлексировать будет на эту тему. Заниматься самонаблюдением. «Почему же я богат? (например)». Только зачем ему это? Зачем задумываться о том, как это случилось, глубоко, искренне, вслушиваясь в какие-то сложности, сомнения, «искания» и внутренние конфликты, если с этой темой и так все отлично… Мы рефлексируем о том, что у нас не выходит, не получается, что у нас болит, и в чем мы не очень хороши. А в том, где мы хороши, мы, в основном, смакуем свой успех (или обесцениваем, - зависит от того, кому что в кайф).

Так что вероятность получить в ответ на вопрос: «Как вы стали богатым (стройным)?» набор шаблонных ответов, которые не вскрывают никаких внутренних механизмов, а лишь являются срезом поверхностных представлений человека о самом себе, стремится к 99%.

Промежуточный итог. Если мы берем человека, как он есть, и пытаемся понять, наблюдая и расспрашивая, какими способами он добился того, чего мы хотим добиться вслед за ним, то все, что мы получим – это более или менее годный сценарий, следуя которому мы научимся играть Роль Богатого. Или Стройного. Или вставьте свое. Если интересующее нас «знание» - исходит из «здорового» места, то у нашего наблюдаемого нет никакой внутренней потребности обдумывать эту тему. Внутренний, регулирующий желаемое поведение механизм, глубоко «зашит» и практически непостижим извне.


  • Ну, а если из «не-здорового», то мы общаемся с таким же, как и мы, Актером, хорошо знающим свою Роль. :)

Дальше. Получив на руки этот мало пригодный для жизни сценарий, мы можем научиться играть роль Богатого, или Стройного. И даже выглядеть в глазах всех прочих соответственно. Но в душе считать себя мы все равно будем теми же, кем и были, и будем бояться разоблачения. Ведь мы-то знаем, что это – всего лишь роль.


  • Лирическое отступление. Я думаю, что каждый встречал стройных людей, которые говорят. «Мне надо похудеть, я толстый». Или состоявшихся финансово с текстом: «Да, заработал немного, но разве это деньги!». Они словно, стали «телефоном из цельного куска золота», когда любоваться - можно, а пользоваться (наслаждаться результатами усилий) - нет. Им надо продолжать стараться. А то все исчезнет, как дым.

В чем же ключевая разница между тем, кто живет, будучи Богатым (или Стройным) от того, кто лишь притворяется, играет роль?

Та-дам! Внимание. Дело в контроле.

Объясняю.

Те «правила», которые мы можем извлечь из поверхностных наблюдений – это не то, что является причиной их «успеха». Это следствие. Не «они так живут, и поэтому они такие», а наоборот: «они такие, и поэтому они так живут».


  • Поясню на примере питания. Стройный человек выбрал еду, наелся, остановился и пошел. «Не стройный» записал, сколько и чего тот съел, и попытался жить в соответствии. Пока первый прислушивался к себе, соизмерял свои потребности, желания и возможности, второй – делал копию первого и изобретал правила. Пока первый присутствовал в своей жизни и ответственно относился к своим потребностям, второй создавал себе внешний источник контроля, которому надо подчиниться. За вопросы питания у первого «отвечают» внутренние процессы саморегуляции, за вопросы питания у второго отвечает кто-то снаружи. Первый живет, испытывая радость, удовольствие, удовлетворение. Второй терпит, старается, контролирует каждый кусок еды, боясь утратить над собой контроль.

Как только мы начинаем опираться на внешние регуляторы поведения, мы уходим от внутренней ответственности за происходящее, и отдаем контроль за своей жизнью этим правилам. Правилам поведения, питания, движения, образа жизни и т.п.

В результате вместо ответственной и здоровой саморегуляции, мы получаем массу правил, которые будут требовать от нас жесткого самоконтроля, и будут безжалостно расходовать наши запасы воли. Конечно, при особом усердии, как я уже писала, любую роль можно научиться играть отменно. И жить всю жизнь, боясь отпустить контроль даже на минуту. Но эти люди, на которых мы ориентируемся, и которые могут нам быть так глубоко симпатичны.. они-то не живут по этим жестким правилам. Они могут быть вполне счастливы, расслаблены. В отличие от тех, кто играет их роль…

И мой любимый вопрос: что же делать?

На этот раз простого и ясного рецепта не будет. Это ведь противоречило бы тому, что я тут написала. Да у меня и нет по этому поводу правила. Я лишь могу пригласить вас прислушиваться к себе и учиться ответственному отношению к своей жизни, своим потребностям и своим чувствам.

Не поймите меня превратно, я не утверждаю, что «ничему нельзя научиться» или что надо «принять себя, как есть, и ничего не делать со своей жизнью». Отнюдь. Мой тезис иной: ищи свое. Ошибка заложена в самом начале, в самом первом тезисе. Нам не живется удовлетвореннее от того, что мы умеем быть богатыми или стройными. Нам живется удовлетвореннее от того, что мы умеем слушать себя, свои мысли и свое тело, от того, что умеем понять свои потребности и найти для них достойное удовлетворение. От того, что не противимся чувствам, какие бы они не возникали на нашем пути, и позволяем себе их прожить.

Наверное, это подойдет не всем. Многим не подойдет. Но тогда вам ничего не мешает вернуться к любимым сценариям, и играть любимые роли. Остальных приглашаю в мир осознанного бодрствования.

Спасибо за внимание.




Анонс моих проектов тут. Приглашаю!

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
25 ноя, 2015 03:30 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
sbervuoks
25 ноя, 2015 04:31 (UTC)
Вот соглашусь, что самое важное - это "внутренняя ответственности за происходящее" в своей жизни...:)
a_lain
25 ноя, 2015 05:20 (UTC)
Вика, соглашусь с тобой. Мой опыт говорит именно о таком положении вещей. Когда я читала или слушала полезные, умные мысли и практические советы, я соглашалась, что это здорово и полезно, но как это применить в своей жизни так, чтобы не играть роль, а действительно измениться я не знала. Это огорчало очень. Сейчас,я думаю, что нашла ответ- терапия:)
vika_pekarskaya
25 ноя, 2015 10:56 (UTC)
Хороший ответ. ))
klarisastarling
25 ноя, 2015 05:53 (UTC)
Спасибо, Вика. Текст сделал мне утро!
vika_pekarskaya
25 ноя, 2015 10:56 (UTC)
Пожалуйста. Приятно. )
alivitta
25 ноя, 2015 06:27 (UTC)
Всё верно. Большое спасибо!
0x7be
25 ноя, 2015 06:57 (UTC)
Полностью согласен с вами. Интересно, как развивать в своем ребенке способность осознавать себя, свои особенности, потребности.

И еще, мне кажется, что способность руководствоваться внутренними факторами, а не внешним контролем, сильно связана с ощущением уверености в себе. Если человек сильно в себп не уверен, он будет с большей готовностью искать рецепты на стороне у авторитетов.
vika_pekarskaya
25 ноя, 2015 10:58 (UTC)
Хорошо бы начать с себя...
Поддерживать вопросами, обращающими его к нему самому. Учить внимательности. Есть практики.

А почему человек "сильно в себе не уверен"?
0x7be
25 ноя, 2015 19:05 (UTC)
С себя - это безусловно :)

>Поддерживать вопросами, обращающими его к нему самому.
А вот это как? Спрашивать его о нем самом, чтобы он учился сам формулировать свои чувства, желания, мнения относительно разные вещей?

>А почему человек "сильно в себе не уверен"?
Причины разные могут быть, я думаю. Например, родители затюкали или слишком плотно опекали. Или столкнулся с чем-то очень сложным или страшным, с чем не смог справиться.
livejournal
25 ноя, 2015 07:03 (UTC)
Бомба замедленного действия: контроль против ответств
Пользователь natal_tihom сослался на вашу запись в своей записи «Бомба замедленного действия: контроль против ответственности.» в контексте: [...] Originally posted by at Бомба замедленного действия: контроль против ответственности. [...]
t_ramisy
25 ноя, 2015 08:52 (UTC)
Хм. Спасибо :)
оно где-то примерно так угадывалось на не самом сознательном уровне, а вы в слова оформили. разница - в контроле. контроль vs просто жизнь.
vika_pekarskaya
25 ноя, 2015 10:58 (UTC)
Пожалуйста.
Угадывалось - это здорово. ))
livejournal
25 ноя, 2015 11:46 (UTC)
Бомба замедленного действия: контроль против ответств
Пользователь koa_pilot сослался на вашу запись в своей записи «Бомба замедленного действия: контроль против ответственности.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Бомба замедленного действия: контроль против ответственности. [...]
hudorozhkina
25 ноя, 2015 15:41 (UTC)
Здорово, спасибо, Вика!
livejournal
25 ноя, 2015 22:23 (UTC)
«Многие нынче интересуются осознанными сновидениями
Пользователь color_balance сослался на вашу запись в своей записи ««Многие нынче интересуются осознанными сновидениями» в контексте: [...] ;           (С) прекрасное, чужое. здесь [...]
(Анонимно)
29 ноя, 2015 19:50 (UTC)
Идеальная жена((
А еще, бывает, мы следуем образу выдуманному.Например,я. Всегда считала,что буду отличной женой. Смотрела на женатые парочки и думала: фи, вот я не буду такой неряхой, я не буду рассказывать мужу такие "женские" секретики и так далее. То есть я создала образ идеальной жены. Вышла замуж не так давно и попала в эту ловушку. Да, я действительно дома одеваюсь опрятно и сексуально, не рассказываю подноготную о женской жизни, но я должна соответствовать своему образцу идеальной жены. То есть, в отличие от почти всех жен на свете, я должна быть всегда воздушно-трепетной, сексуальной, радостной и смотреть восторженными глазами на собственного мужа.
Как действует ловушка? После сложного трудового дня я плетусь домой, будто на еще одну работу. Я чувствую , что я ДОЛЖНА быть идеальной женой. От этого я напрягаюсь. Где напряжение, там, конечно, нет сексуальности, радости и легкости. В один из моментов, когда я "отпустила" себя, я поняла, что лучше "снять" с себя эти обязательства, тогда секс и радость сами будут на месте, не нужно будет, как часовой, стоять на страже и проверять, на месте ли блеск в глазах, достаточно ли сексапила, правильно ли подобрана интонация. Но до сих пор не всегда получается расслабиться.
vika_pekarskaya
30 ноя, 2015 16:14 (UTC)
Re: Идеальная жена((
Да, бывает и так.
Спасибо, что поделились.
krutotut
9 дек, 2015 20:56 (UTC)
На Снобе была хорошая статья, из которой мне очень запомнилась фраза:
Упорно и даже фанатично делать все то, что ты сам внутри себя считаешь правильным, но до сих пор не делал.

Мне кажется, здесь тоже заложена эта идея, здравая и действительно не каждому подходящая. Потому что это - для решительных. Точнее для тех, кто решился:) На изменения.
vika_pekarskaya
10 дек, 2015 18:10 (UTC)
Да, для решительных! ))
(Анонимно)
16 янв, 2016 20:31 (UTC)
Абсолютно согласна. Вот только беда в том, что многие из нас давно разучились слышать голос своего "я" равно как и сигналы собственного тела. И придётся теперь нам всему учиться заново. Младенцы великовозрастные, ё-моё...
vika_pekarskaya
30 янв, 2016 20:17 (UTC)
Пришлось именно так адаптироваться к среде. Ничего не поделать)))
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner