?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда я пришла в профессию психолога, я считала, что «можно вылечить все». Пока не занялась изучением психиатрии.
Когда я начала активно работать, я готова была спасать и помогать. Пока не увидела, что, люди, утверждающие, что за этим и пришли, - почему-то так же быстро исчезают, как и появляются.
Когда я увлеклась НЛП, символдрамой и РЭТ, я настроена была против всяких «долгоиграющих терапий». Пока не увидела, что люди не меняются ни от каких волшебных пассов. Да, возможно, они могут решать задачи, которые не могли решать «до», но что-то важное в человеке остается прежним.
Когда я пришла в гештальт – я обрадовалась возможности делать свое дело качественно и стала учиться не «помогать и спасать», а сотрудничать с клиентами. Пока не оказалось, что клиенты не хотят сотрудничать. Очень многие продолжают хотеть, чтобы «спасли - помогли» и сердятся, когда я задаю бессмысленный вопрос «что вы чувствуете» и не объясняю «что с этим делать дальше».
Когда я научилась справляться с этим противоречием, клиенты стали у меня задерживаться, - стали упорно работать, я стала радоваться и ждать, когда будут «концы» у этой работы. Концов не было. Оказалось, что это - не работа на результат.
Когда я приняла, что моя работа – это всегда работа на жизнь человека, как на процесс, оказалось, что и мои многие старые клиенты уже тоже так думают.. Тут-то мы и встретились.

А совсем недавно я услышала такую метафору от Кости Королева: «Психотерапия выполняет в жизни человека ту же функцию, что в организме – печень».
И мне это показалось очень близким и понятным. Именно печень помогает справиться организму со всем токсичным, с чем он так или иначе сталкивается в жизни, переработать и не дать организму отравиться. Всем нужна такая «очищающая печень», и каждый ее пытается найти, чтобы, скажем, выговориться. Кто-то использует для этого близких – друзей, подруг, родителей, супругов и детей. Кто-то пытается нагрузить своих парикмахеров, маникюрш, массажистов и прочих косметологов. Кто-то – врачей, и всяких других социальных работников, включая операционистов в расчетных центрах. Кто-то использует подчиненных и/или коллег. И т.п. Если токсичные «нагрузки» не велики, а «обработка» достаточно качественна (принимающий способен, не оценивая и не воспитывая, спокойно слушать и сопереживать) – то окружение справится. А если велики? Тогда такого человека начинают считать неприятным, постоянно ноющим раздражителем. Его начинают сторониться или воспитывать. А он обижается и не понимает почему…
Итак, долгосрочная психотерапия – это, как дополнительная печень. Роскошь, - если есть своя. И жизненная необходимость, если своя печень отказала. Часто человек приходит тогда, когда его «домашняя печень» не справляется – то ли от нагрузки и токсичности жизни, то ли просто и «печени»-то никакой и нет. Терапия позволяет уменьшить нагрузку и/или организовать эту самую «домашнюю печень» - поддерживающее окружение. Тут-то можно бы и остановиться. Но нет. Человек привык к лучшему и часто выбирает остаться и продолжать свои занятия с психотерапевтом, - мол, какой смысл перегружать близких? Зависимость? Конечно. Такая же, как от езды на личном автомобиле: не очень-то хочется возвращаться к общественному транспорту, хоть это и дешевле. Впрочем, какая разница – от чего зависеть? Важно уметь свои зависимости выбирать.

Такие вот мои соображения. А вы что думаете по этому поводу?

P.s. Вышеописанные отношения "выбираемой зависимости" допустимы и желательны при условии решения тех задач, которые привели человека в терапию. Если клиент к психотерапевту приходит за конкретным результатом, то либо нужно помочь ему получить этот результат (возможно, скорректировав и/или уточнив запрос), либо ответить клиенту честно - что терапевт этого сделать не может, - и желательно во втором случае отправить к тому, кто знает про заявленную проблему больше - это может быть коллега, врач-психотерапевт, сексолог, психиатр и т.п. Недопустимо вместо того, чтобы решать проблему бессонницы, отправлять, например, клиента на семинар по гештальту, или поддерживать зависимость "есть терапия - нет бессонницы, нет терапии - есть бессонница".

Comments

( 297 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
aganel
12 фев, 2010 09:54 (UTC)
Текст, который требуется убрать под кат, нужно обрамить тэгами < lj-cut text="Читать далее"> < /lj-cut > (без пробелов).
Подробнее в справке.
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:02 (UTC)
Спасибо. А вы не знаете, куда подевалось то, что было раньше в визуальном редакторе? Можно как-то вернуть прежние настройки? Кнопку "под кат", выделение жирным, отступы и прочее?
(без темы) - aganel - 12 фев, 2010 10:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - litota_ - 12 фев, 2010 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 10:14 (UTC) - Развернуть
nektov
12 фев, 2010 09:55 (UTC)
про кат

! не в визуальном редакторе
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:03 (UTC)
Re: про кат
Спасибо. Сделала. А куда исчезли все кнопки в визуальном редакторе? Не подскажете, как их вернуть?
Re: про кат - nektov - 12 фев, 2010 10:20 (UTC) - Развернуть
Re: про кат - nektov - 12 фев, 2010 10:29 (UTC) - Развернуть
Re: про кат - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 10:57 (UTC) - Развернуть
Re: про кат - nektov - 12 фев, 2010 11:01 (UTC) - Развернуть
Re: про кат - nektov - 12 фев, 2010 11:09 (UTC) - Развернуть
Re: про кат - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 11:11 (UTC) - Развернуть
phoonzang
12 фев, 2010 09:58 (UTC)
ага, как стоматологи - у очень редких людей зубы остаются здоровыми всю жизнь, регулярно раз в пару лет приходится что-то делать
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:04 (UTC)
:) Да, похоже. К парикмахерам вот тоже все время приходится обращаться.
alegz
12 фев, 2010 09:59 (UTC)
Ух, как меня вашим постом накрыло: на фоне ухудшения состояния настоящей печени ухудшилась защищенность личных границ и повысилась чувствительность к просачивающимся внутрь нежелательным сигналам и оценкам. Стали очень наглядно видны ориентиры, куда и в каком направлении работать на ближайшие сроки, и где и что выстраивать. :)
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:04 (UTC)
Да, с настоящей печенью тоже не до шуток.
Успешного выстраивания!
atzuko
12 фев, 2010 10:01 (UTC)
а что делать с зависимостью?
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:05 (UTC)
Не могли бы вы как-то сузить вопрос?
(без темы) - atzuko - 12 фев, 2010 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 23:43 (UTC) - Развернуть
kulbaba
12 фев, 2010 10:01 (UTC)
согласна со всем, что Вы написали
посещаю своего психотерапевта уже два года с хвостиком, перерыв был почти год.
НО я вернулась. И каждое Ваше слово про печень отозвалось :)
Самое интересное, что расту не только я, но и мой психотерапевт тоже
и я постоянно это отмечаю
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:06 (UTC)
:)
Конечно, мы тоже растем! Вместе с клиентами.
litota_
12 фев, 2010 10:01 (UTC)
никогда не ходила к психотерапевтам. но мысль про печень мне показалась интересной.
tri_oktavy
12 фев, 2010 10:02 (UTC)
Очень хорошо и очень сочно Вы это описали. Все так и есть. И прочность своей печени зависит от ее изначального здоровья и нагрузок. И счастлив тот, кто во время нагрузок пойдет искать помощь (трижды счастлив, у кого хватит ума и денег пойти за этим к профи). Беда тому, имхо, кто при перегрузках продолжает бубнить себе под нос "я сам себе психотерапевт".
А термин долгосрочная психотерапия, возможно, даже может быть трансформирован в пожизненную. Я лично в этом никакой обреченности не ощущаю. Зависимость? Нет. Потребность живого организма, как любая из множества других потребностей.

А люди, они да, они разные в плане внутренней гибкости и пластичности. Божий промысел, имхо.
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:08 (UTC)
Мне близко то, что вы написали.
Правда, в слове "зависимость" я не вижу ничего ужасного.
Мы зависим от еды, воздуха и гравитации. По сравнению с этим зависимость от людей выглядит очень нежной. :)
(без темы) - siticat - 12 фев, 2010 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 23:43 (UTC) - Развернуть
natashafahim
12 фев, 2010 10:03 (UTC)
Как я понимаю в роли такой печени, помимо психотерапии, может быть многое - религия, творчество. Как человек избивлялся от токсичных отходов 500 лет назад? Что Вы об этом думаете?
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:11 (UTC)
500 лет назад люди делились на тех, кто выживает, и тех, кто живет за их счет. Первым было не до "роскоши", вторые - пили, курили и пытались максимально развлечь себя (читай - отвлечь от токсичности жизни). Ну, и, конечно, - вы правы: это и религия, и творчество. Да и философское обучение чем-то напоминало психотерапевтические разговоры.
(без темы) - natashafahim - 12 фев, 2010 10:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 10:21 (UTC) - Развернуть
aplekaeva
12 фев, 2010 10:04 (UTC)
Я вообще согласна, и мне метафора очень нравится, и такое видение терапии мне близко, только немного режет слух слово "зависимость", не хочется зависеть :)
Я еще очень хочу спросить. "Очень многие продолжают хотеть, чтобы «спасли - помогли» и сердятся, когда я задаю бессмысленный вопрос «что вы чувствуете» и не объясняю «что с этим делать дальше».
Когда я научилась справляться с этим противоречием..." - Вика, как ты научилась справляться с этим противоречием?
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:13 (UTC)
Чего же режет? А от гравитации не страшно зависеть? :) Не надо иллюзий - так я считаю. Надо зависеть с удовольствием.

//Вика, как ты научилась справляться с этим противоречием?//
Через признание их права этого хотеть и моего права этого не делать. :)
(без темы) - aplekaeva - 12 фев, 2010 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 10:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 12 фев, 2010 10:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 11:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 12 фев, 2010 11:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 11:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 12 фев, 2010 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 13 фев, 2010 21:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 13 фев, 2010 22:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 14 фев, 2010 19:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3eta - 12 фев, 2010 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 12 фев, 2010 15:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3eta - 12 фев, 2010 15:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 12 фев, 2010 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gina_lucky - 13 фев, 2010 06:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3eta - 13 фев, 2010 08:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gina_lucky - 13 фев, 2010 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - much_more - 14 фев, 2010 07:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 14 фев, 2010 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - much_more - 15 фев, 2010 05:06 (UTC) - Развернуть
megavolt_ex
12 фев, 2010 10:07 (UTC)
Т.е. организм работает всё время и всё время будут сложности и как следствие потребность в терапевте или его бесплатном аналоге из окружения? И только человеку выбирать какой тип печени для него наименее энергозатратен?
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:17 (UTC)
Да, ты прав. Даже те, кого можно назвать "вылечившимися" приходят "поболтать за жизнь": мол, никто меня, как ты, хорошо не знает, никто, как ты, не сможет, оценить мой вклад в мою же жизнь, увидеть во всей красоте мои усилия и результаты.. Могут приходить раз в месяц.
(без темы) - megavolt_ex - 12 фев, 2010 10:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 11:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 12 фев, 2010 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 13 фев, 2010 21:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 13 фев, 2010 22:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 14 фев, 2010 19:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 14 фев, 2010 21:29 (UTC) - Развернуть
tanya_valevich
12 фев, 2010 10:10 (UTC)
Все так. Только, если "печень домашнюю" не нагружать работой, то атрофируется совсем. Думаю, потому и надо приложить усилия к жизни без зависимости.
stoshagownozad
12 фев, 2010 10:19 (UTC)
ну, через какое-то время отрастает "своя" печень. технологии-то впитываются. привычка задвать себе вопрос "что я чувствую" и действовать, как на сеансе, мееедлееенно проникает в жизнь.
но достаточно долго остаются ситуации, которые у самого обращающегося к терапевту сидят в "слепом пятне", которые заставлены и загорожены другими состояниями и ситуациями. Аесть же ещё и жизненные кризисы всякие. То-сё.
(без темы) - tanya_valevich - 12 фев, 2010 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - esonni - 12 фев, 2010 16:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanya_valevich - 12 фев, 2010 10:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 11:02 (UTC) - Развернуть
flame_from_ice
12 фев, 2010 10:22 (UTC)
Вика, очень актуальный пост. Вот только у меня в данный момент такая проблема, что я не могу поделиться с близкими и друзьями. Слишком сложная и неоднозначная ситуация, а психотерапевт мне увы не доступен.
Возможно ли самому справиться с тем психологическим пресом который меня раздавливает? Какие есть методики?
Дайте направление - я буду двигаться.
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:27 (UTC)
Возможна психотерапия по скайпу, если вы где-то далеко.

Вариант из разряда "скорая помощь". Напишите мне письмо на емейл (есть в профиле). Опишите ситуацию. Я обещаю прочесть (но на это надо будет время) и отреагировать.

Что-то конкретнее посоветовать пока не могу - ничего не знаю про вашу историю.
(без темы) - flame_from_ice - 12 фев, 2010 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 11:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - veranovoselova - 25 ноя, 2010 08:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 25 ноя, 2010 21:13 (UTC) - Развернуть
Просьба - veranovoselova - 26 ноя, 2010 12:07 (UTC) - Развернуть
Re: Просьба - vika_pekarskaya - 27 ноя, 2010 22:01 (UTC) - Развернуть
Re: Просьба - veranovoselova - 28 ноя, 2010 06:37 (UTC) - Развернуть
Re: Просьба - veranovoselova - 28 ноя, 2010 06:55 (UTC) - Развернуть
matta_harri
12 фев, 2010 10:22 (UTC)
Спасибо за пост, хорошие размышления, очень искренние и понятные.
Однако, я пытаюсь воспитать в себе отсутствие любой зависимости.
Если мне это удастся, а получается уже неплохо, то это будет здорово:)
vika_pekarskaya
12 фев, 2010 10:30 (UTC)
Пожалуйста.
Воспитать в себе отсутствие любой зависимости еще никому не удалось. Иначе бы люди летали (не зависели от гравитации), жили под водой (не дышали) и питались воздухом.. Увы. Все равно, вы будете зависеть - от еды и воды, от транспорта, от времени суток и от погоды. Что уж говорить про отношения. Мы всегда будем зависеть от того, что нам всем нужны другие люди.
Важно уметь выбирать свои зависимости, а не стараться не зависеть от всего.
(без темы) - matta_harri - 12 фев, 2010 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 10:50 (UTC) - Развернуть
ajushka
12 фев, 2010 10:23 (UTC)
Очень точно подмечено, я даже заволновалась:)
Я не психолог и не психотерапевт, но всю жизнь слушаю других, прошла примерно через те же стадии, которые Вы описываете.
И насчет зависимостей очень правильно: и сама порой впадаю, и чувствую, как начинают цепляться за меня саму.
Дружба и любовь - тоже по-своему долгосрочная психотерапия. И зависимость:)

Когда-то занималась у психолога, он столько открыл важного, снял оковы, освободив меня для последубщей очень долгой работы над собой. Тогда я объяснилась ему в любви:) Подобно парнершам по тренингу:) Он объяснил нам, что это явление переноса.
Прошло немало лет. Я его по-прежнему люблю:) Не только как психолога, но как Личность. Недавно зашла в центр, где занималась - случайно совершенно, быля рядом с другими целями, но уж раз выбралась, зашла. И заглянула к нему в кабинет наудачу, просто так. И у него была редкая пауза - говорит, мне повезло, а я засмеялась, что мне всегда везет:) И неожиданно услышала после приветствия: "Вы себе дае представить не можете, какой подарок, что Вы зашли, у меня сейчас была такая сложная консультация, и выдруг - Вы!"
И я подумала, что когда нет зависимости, а есть радость друг от друга - это здорово, или, обращаясь к Вашей терминологии, "хорошо работающие печени":)))

Спасибо за текст. Всегда радуют Вашим редким постам, потому что всегда - удивительные и теплые совпадения:)))
ajushka
12 фев, 2010 10:28 (UTC)
Прошу прощения за опечатки:)
(без темы) - vika_pekarskaya - 12 фев, 2010 10:38 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 297 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner