?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В некоторые средне-давние времена, в некотором средне-далеком государстве жила была семья. Хорошая, нормальная семья. В этой семье все мужчины в n-ном колене были военными. Традиция у них была такая - семейная. Уважаемая семья, кстати. И не бедная. Но в один далеко не прекрасный момент оказалось, что больше платить за эту профессию, как раньше, никто не собирается. А зарабатывают, как раз, совершенно другие люди. Спекулянты всякие. Тут бы взять, и поменять профессию этим самым мужчинам, ан, нет – традиция не позволяет. Почему не позволяет? А потому, что в старо-давние времена, когда эта профессия в этой семье оказалась наиболее почетной и успешной, все остальные профессии стали считаться недостаточно мужскими. Не мужественными. Зачем? А чтобы дети мужеского полу даже и не помышляли о других профессиях. Чтоб не разорились и не опозорились ненароком. Вот. А потом это благое намерение забылось, а традиция осталась. И тут, вроде бы, условия изменились, и надо бы изменить и профессию, да не тут-то было.


 

Люди, привыкшие считать, что мужчины не военных профессий, - это не совсем мужчины, - будут испытывать жгучий стыд, пытаясь как-то иначе заработать деньги. То есть фактически «сменить профессию» - это, по сути, для них то же самое, что «перестать быть настоящим мужчиной». Мало кто способен пойти на это. Но, с другой стороны, быть бедным и не особенно успешным, и не таким уж уважаемым, как раньше, - тоже стыдно. Да и зависть к тем, кто успешнее никто не отменял.

И тут уже не до богатства. Страдает самое уязвимое место – самооценка. Сменить профессию (или начать там же воровать или брать взятки) – стыдно, быть неудачником – тоже стыдно. Тупик? Нет, конечно. Выход находится и он банален до невозможности: не можешь перестать стыдиться сам – пристыди других. Быть богатым – стыдно! В наше-то время воров и бандитов!

 

Может, кто-то из моих читателей уже порадовался, что в его семье не было такой традиции – быть всем мужчинами военными, - и его не коснулось это ужасное наследие? Так вот, я вас огорчу. Очень может быть, что эта ситуация разыгралась в вашей семье в совершенно другом ракурсе, но точно по тому же сценарию:

  1. Нечто «программируется», как хорошее, потому, что это действительно хорошо в тот момент. И страшно это «хорошо» потерять.
  2. В силу изменения внешних условий (в последующих поколениях – это важно! – т.е. когда исходники уже забыты), - происходит нечто, что можно описать по принципу «стыдно (вариант – глупо) продолжать по-старому и стыдно стать другим».
  3. В результате под угрозой оказывается самооценка – прежде всего главы семьи.
  4. Ради выравнивания этой самой самооценки, стыд разворачивается на того, к кому, в действительности люди испытывают зависть.
  5. Итог: все последующие поколения, не зависимо от профессии на данный момент, продолжают считать, что «быть … - это стыдно». Быть богатым/бедным стыдно. Или быть глупым/умным стыдно. Или быть без (с) высшего образования стыдно. Работать физически (интеллектуально) стыдно. Или без детей. Или с «детьми-без-брака». Или без дома. Или с ним. И т.д. Не суть.

Консервируют же ситуацию зависть, которую нельзя признать, и стыд, который нельзя пережить. И венчает эту красоту – самооценка. Завышено – заниженная.

Чтобы что-то изменить нужно расконсервировать «родовой» стыд и «родовую» зависть. И разобраться с тем, что это за зверь такой – самооценка, и с чем его кушают.

О самооценке - статья тут.

Спасибо за внимание.

Comments

( 170 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
lady_tiana
22 окт, 2009 02:09 (UTC)
Вика, спасибо за очень интересную статью! Мне она сейчас вдвойне "в кассу", потому что меня вчера старший ребенок озадачил своей реакцией. Он в университете учится на первом курсе, и по мере того, как ближе знакомится с выбранной профессией, понимает, что там очень много "не его", что выбор был сделан ан основе неполных и поверхностных знаний о профессии.

Мы с мужем его всячески поддерживаем в профессиональных поисках и с уважением и пониманием относимся к тому, что, возможно, сын перейдет на другой факультет. И при этом сын выдал вчера полный спектр реакций "стыдно" - стыдно, что не смог с первого раза определиться с профессией, стыдно, что теряет время (в смысле не учится уже сейчас тому, что, судя по всему, станет основной профессией).

И вот я не могу понять, как получилось, что у него вовсю цветет позиция «стыдно (вариант – глупо) продолжать по-старому и стыдно стать другим».

Неужели мы могли ему что-то такое в неявной форме передать? Мы же сами как раз этой позиции не придерживаемся, а с нашими родителями, исповедовавшими подобные взгляды, дети общались только в раннем детстве.
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 02:48 (UTC)
Пожалуйста.

ЭЭЭ. Если бы это было так очевидно - проблемы бы не было. Цензура. И цензура цензуры. Вы можете и не знать про "это". Если "это" - вообще из "рода" вашего мужа. И именно он что-то неосознанно транслирует.
Ну, попробую накидать версий.

Может вам с мужем "стыдно не с первого раза воспитать ребенка, которому не будет стыдно"? :)

Может, это - про "страх отстать" от других? Стыдно не быть "передовым ребенком"? И, может, тогда и вам "стыдно не быть передовыми родителями"?
Может, это "стыд перемены мнения". У вас или у мужа есть правило "мужик сказал - мужик сделал?" Если есть - надо исправить. На "мужик сказал: мужик сделал или передумал". :)

Кстати, - перед кем ему стыдно? Перед вами или сверстниками? Может, это и не "родовое". А ситуативное. "Стыдно выпасть из обоймы".

:) Накидала вот версий. Если не про вас - то и не "берите" это.
(без темы) - otmoroz1963 - 22 окт, 2009 03:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - melted_down - 22 окт, 2009 03:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - otmoroz1963 - 22 окт, 2009 04:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - melted_down - 22 окт, 2009 04:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - otmoroz1963 - 22 окт, 2009 05:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mile_x - 22 окт, 2009 07:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - otmoroz1963 - 22 окт, 2009 10:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mile_x - 22 окт, 2009 12:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anariel_rowen - 22 окт, 2009 08:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - otmoroz1963 - 22 окт, 2009 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 22 окт, 2009 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lady_tiana - 22 окт, 2009 03:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 22 окт, 2009 21:13 (UTC) - Развернуть
transurfer
22 окт, 2009 03:24 (UTC)
Очень интересная тема, спасибо.

В нашей семье нет профессии-фетиша, есть фетиш высшего образования и определенных черт характера, которые необходимы для выживания, как-то наглость, агрессивность, способность быть пробивным терминатором без страха и упрека, а также фетиш "хорошо работать - значит, работать тяжело и на износ", плюс "жить трудно, но честно".

Я не обладаю нужными качествами характера, но мой папа не оставляет надежды на четвертом десятке моей жизни сделать из меня "правильную личность" путем сеансов психологического экзорцизма с помощью жетской критики, доходящей до оскорблений ))
_disaster
22 окт, 2009 08:25 (UTC)
По поводу последнего абзаца - ааа, как знакомо *валяющийся смайл*

Мой отец однажды решил, что надо поговорить со мной о психоанализе и комплексах. Я выразила сомнения, надо ли.
- Я поговорю как материалист, - уговорил меня отец.
Деваться было некуда, и я уселась слушать лекцию.
- Комплексы - это <..>. А теперь я перечислю тебе твои комплексы.
(без темы) - vika_pekarskaya - 22 окт, 2009 21:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - transurfer - 24 окт, 2009 04:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 22 окт, 2009 21:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - transurfer - 24 окт, 2009 04:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 24 окт, 2009 19:48 (UTC) - Развернуть
melted_down
22 окт, 2009 03:54 (UTC)
Как говорится, некоторое полезное действие становится традицией тогда, когда в нем отпадает всякий практический смысл :)

А вот про самооценку - жду, больной вопрос
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:31 (UTC)
Да, хорошая фраза.

Пишу.
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:32 (UTC)
:) Появится какое-нибудь "стыдно работать в офисе, а не удаленно" :)))
tonyyakovlev
22 окт, 2009 05:06 (UTC)
Спасибо. Красиво.
alexjourba
22 окт, 2009 06:30 (UTC)
Спасибо!
Да, такое можно заметить, есть такая вещь.
Защита своей ригидности, как мне кажется.
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:34 (UTC)
Пожалуйста.

Именно - регидности. Под видом надежности и стабильности.
(без темы) - alexjourba - 23 окт, 2009 06:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 24 окт, 2009 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexjourba - 24 окт, 2009 20:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 24 окт, 2009 21:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexjourba - 24 окт, 2009 21:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 24 окт, 2009 21:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexjourba - 24 окт, 2009 21:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 25 окт, 2009 00:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ajushka - 26 окт, 2009 18:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 окт, 2009 23:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ajushka - 27 окт, 2009 09:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 ноя, 2009 03:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annahot - 4 ноя, 2009 23:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 ноя, 2009 03:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annahot - 6 ноя, 2009 03:59 (UTC) - Развернуть
nasse
22 окт, 2009 06:42 (UTC)
Спасибо. Ценно
orrine
22 окт, 2009 07:12 (UTC)
О да, как же точно! Спасибо :)
mile_x
22 окт, 2009 07:23 (UTC)
Очень понравилось. Помогло в понимании, откуда возникают те или иные убеждения (надо больше образования, деньги - зло, мужчина/женщина должны уметь...) и соответствующие им стыд/зависть у меня и моих родителей/знакомых.
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:36 (UTC)
Рада, что помогло. :)
lual
22 окт, 2009 07:46 (UTC)
Мда... у нас слегка другая семейная фишка - "быть богатым и умным страшно... а очень хочется... но очень страшно". Это пламенный привет от октябрьского переворота и сталинских репрессий - бабушка была из семьи "богатых", дед - из семьи "умных", его брат-близнец даже какой-то заграничный университет окончил. Обе семьи получили за это по полной программе, как семьи врагов народа. У деда из семи братьев и сестер только младшая выжила, оставшись инвалидом на всю жизнь после 10 лет лагерей, относительно бабушкиной родни, вообще, какая-то очень темная и мутная история, которую предпочитали не вспоминать.
А паттерн остался... И страх. И зависть. И ненависть к тем, кто не боится. Полный комплект, да.
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:45 (UTC)
Да. Спасибо за яркий пример.
_disaster
22 окт, 2009 07:49 (UTC)
Мой отец учился в университете в романтически-научное время и в силу каких-то личных причин не защитил диссертацию, а ушел в зарождающуюся тогда компьютерную деятельность.
Он очень пылкий, артистичный человек. Я до сих пор не знаю, как это вяжется с темпераментом ученого. Но - увлекающийся, загорающийся. Выбрал меня в гуманитарные собеседники в подростковом возрасте. Хотя, я сейчас думаю, скорее в зрители-слушатели.

Несмотря на это, он выступает с программной рекомендацией о "честном техническом специалисте", который "на кусок хлеба всегда заработает". У него это давно. Еще фотография моего старшего брата в детском стульчике была подписана его рукой "когда я вырасту, я непременно стану математиком".
Мы с братом получили по отличному математическому образованию.

У брата на старших курсах началась ломка, он доучился, но получил второе экономическое и сейчас активно строит свой, реалистический уклад жизни, где он - хозяин. И, судя по всему, он знает что делает и ему это нравится.
Во время ломки он выступал с заявлениями о "лузерах", которые занимаются наукой. В тот период он устроил меня-младшекурсницу на подработку, чтобы я тоже "почувствовала настоящую жизнь" (мне и в голову не пришло как-то возражать, там все тоже было убедительно и пылко). Через пару месяцев "настоящей жизни" я расклеилась, потому что мне беспрерывно хотелось читать худлит, рисовать, бродяжить где-то, и написала отцу письмо, что "бедный он бедный, теперь я понимаю, как это - сидеть на работе и быть гонимым, когда тянет на что-то эдакое". Отправила его с чувством, что уж теперь-то мы с отцом поймем друг друга и совсем уж подружимся, у нас будет такой тайный секрет. Мне сильно полегчало.
На следующее утро пришел ответ. "Получили твой большой интеллигентский плач о загубленной жизни." ("и что ты думала, жизнь такая простая - нет, жизнь - стррашная штука, но надо ломать себя о колено, потому что жизнь стррашная штука, а не писать по жизни глупые стишки и закатывать актерские истерики. ну давайте все начнет рисовать цветочки на тарелках!") и т.п.
Ходила плакать в рабочую умывалку. Связь с родителями надорвалась.

В университете я встретила мужа - настоящего математика. То есть именно такого, который с рождения фанатствовал от задач, без экзаменов поступил в университет. У него как-то все это естественно и без скрипа, и он вышел на творческую составляющую в науке. Он не истеричен совсем, не машет на меня руками, не работает на публику.
У нас с ним очень легкий контакт.
Сама я тоже доучилась и положила мой диплом в тумбочку.
А теперь постыдная часть - я рисую. Ага, я испытываю ощущение полета во время процесса и его осмысления. Или глядя на чужие результаты. При этом я не щебечущая настырная арт-дама с кольцах и феньках. Ага, жутко стыдно - "и все сейчас увидят, как я трачу время на дурь, как всякие там". И я, если уж признаюсь, всегда быстренько добавляю, что я работаю, что я хорошая хозяйка, реалист и т.п.
И еще бывает стыдно читать чрезмерно артистичные заявления от других рисующих в духе "абсенту я не нашла, но хлопнула крепкого чая и стала рисовать путешествия по мирам", "воспитатель в детском саду нанесла мне травму", "меня не смог обучить ни один педагог, потому что я принципиально не такая" и всякое такое - увы, с одной стороны вроде и понятно, но с другой стыд за чужой максимализм. Очень нравятся художники с отношением "ученого" или "человека с руками, умеющего чувствовать вещи", они кажутся настоящими.
orrine
22 окт, 2009 10:44 (UTC)
Ходила плакать в рабочую умывалку. Связь с родителями надорвалась.
Как я вам сочувствую. Извините, но родителей поубивал бы - учить детей своей жизни...

А теперь постыдная часть
Надеюсь, заметка Виктории поможет вам разобраться со стыдом. Удачи
(без темы) - _disaster - 22 окт, 2009 10:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 22 окт, 2009 21:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _disaster - 23 окт, 2009 06:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 24 окт, 2009 19:49 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:52 (UTC)
:) А зависть к кому? К тем, кто занят "собой и своим благом"? :)
Понятно - это здорово.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - vika_pekarskaya - 24 окт, 2009 19:50 (UTC) - Развернуть
besuch
22 окт, 2009 09:17 (UTC)
Ага, и меня в жизни то же самое случилось. С самого детства мечтала связать свою профессию с танцем, и с самого детства родители внушали, что это несерьезно, что танцевать могут только те, кто слишком глуп для того, чтобы заниматься чем-то еще, кто не в состоянии работать головой и т.д. С боями я вырывалась на занятия балетом под их вопли, что я вырасту "тупой как пробка" и уйду на пенсию в 35. В результате я-таки им поверила, занялась профессионально в жизни совсем другим. В моей профессиональной среде это также считается большинством "несерьезным", даже не совместимым с "серьезной" профессией. И мне страшно говорить моим коллегам о моих увлечениях, и я не говорю. Была тут в длительной командировке с кучей коллег, и каждый вечер под разными "серьезными" предлогами сбегала с их пьянок, через пять минут втихаря выбиралась из отеля в зубах с танцевальными туфлями и ехала танцевать танго...
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:53 (UTC)
Вроде вы легко об этом написали, а читать грустно...
(без темы) - besuch - 23 окт, 2009 00:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 23 окт, 2009 01:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marimedik - 25 окт, 2009 23:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 окт, 2009 02:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marimedik - 26 окт, 2009 09:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 окт, 2009 23:48 (UTC) - Развернуть
allan_karmine
22 окт, 2009 09:18 (UTC)
Поддерживаю. Являюсь примером такого воспитания в духе "достойно - недостойно". Причем в "недостойное" входили искусства, науки, культура, с одной стороны, и предпринимательство с другой.
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:53 (UTC)
А что было достойным?
(без темы) - allan_karmine - 22 окт, 2009 22:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 22 окт, 2009 22:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - allan_karmine - 22 окт, 2009 23:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 23 окт, 2009 01:10 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
22 окт, 2009 09:27 (UTC)
Замечательная статья. А как найти эти родовые стыд и зависть?
Night_жесть
vika_pekarskaya
22 окт, 2009 21:54 (UTC)
Рада, что понравилась.

//А как найти эти родовые стыд и зависть?//
А что, надо найти?
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 170 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner