?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Психотерапевтическое

В моей психотерапевтической практике, порой, случалось так, что сначала я видела человека в своем кабинете, а потом он заглядывал ко мне на какой-нибудь тренинг. И я, глядя со стороны, как он взаимодействует с другими участниками тренинга, каждый раз удивлялась: какой он – не такой, как мне показалось при личной встрече. Например, не такой уж несчастный и беспомощный. Или не такой уж решительный. Или не такой уж робкий, каким выглядел у меня в кресле.

Так для меня стало очевидно то, что я знала в теории и раньше, - человек показывает психотерапевту только одну какую-то свою сторону. И до других сторон иногда нужно докапываться месяцами. И не факт, что это «получится увидеть». О многом придется лишь догадываться. Почему так? Да просто.

Скажем, человек сильно злится, когда на него кричат, а терапевт не кричит; тревожится, когда рядом представитель своего пола, а психотерапевт – противоположного (или наоборот); засыпает, когда рядом кто-то быстро говорит, а терапевт не частит; конкурентно включается на того, кто старше или младше, а терапевт – сверстник; замолкает и наглухо уходит в себя, когда рядом есть тот, кто нравится, а терапевт может быть «не в моем вкусе»... И т.д.

Короче, терапевт «не делает чего-то» или «не является кем-то», в ответ на «что» или «кого», очень ЯВНО выскочила бы неоправданно сильная реакция. Реакция неосознаваемая, часто разрушительная, под которой есть нечто, что очень интересно было бы исследовать, проявить, - и, возможно, в результате, человек получил бы облегчение – и что-то полегче, попроще стало бы и в его жизни. Тем более, что наиболее мучительных своих состояний (а так же людей, которые подкидывают нам такие переживания) мы успешно научаемся избегать, тем самым резко ограничивая возможности реализации себя и своих желаний в этом мире.

 

Результат: ряд психотерапевтов стали предпочитать индивидуальной терапии – групповую (в случаях, где и то, и то приемлемо в равной степени). Если же проблемы, с которыми сталкивается человек, возникают именно в обществе, и ничего подобного не происходит ни в парных отношениях, ни тем более, когда он в одиночестве, - то групповая работа становится предпочтительной, даже необходимой.

 

Как это - групповая терапия? Несколько очень разных человек создают рабочую группу. Они собираются, усаживаются в круг и стараются быть искренними друг с другом – именно искренность залог успеха группы. Они говорят о том, о чем обычно принято молчать среди приличных людей: о себе, о своем внутреннем мире, о наболевшем, о своем отношении друг к другу, об отношении к проблемам, задачам и переживаниям других людей, о чувствах, которые возникают у них в ответ на чувства других людей. Они раскрывают карты, чтобы лучше узнать – не других, - самого себя, в этих взаимодействиях. Но, при этом, – они ведут себя друг с другом точно так же, как вели бы себя со своими знакомыми, близкими, друзьями, родственниками, любимыми, сотрудниками и пр. Они получают привычные трудности в отношениях и, одновременно, новую возможность, шанс их разрешить.

Задача психотерапевта, работающего с группой, - поддерживать описанные выше процессы, делать ситуацию достаточно безопасной для работы, видеть группу в целом, помогать ей осознавать свое сопротивление, создавать условия для того, чтобы участники увидели и свои сходства, и свои различия, и ужились, несмотря на это, в одной группе. Но сила, которая может что-то изменить, - именно группа, а не ведущий. Это важно.

 

Групповая терапия, как выразился один мой друг, - она к боевым условиям поближе, в отличие от терапии. Здесь даже чтобы просто заговорить нужно больше смелости. И, как и в жизни, приходится с кем-то конкурировать за время и место, иногда в чем-то уступать, иногда настаивать, - и учиться быть чувствительным к тому, что важнее в данный момент: свое или чужое. Учиться делать трудные выборы, говорить трудные слова, и выражать трудные эмоции и чувства. Снова – как в любых значимых, близких отношениях в жизни.

Кроме того, группа людей – это не просто 1+1+1… - это новая форма, новая «единица». Группа всегда видит больше, чем один человек. Как писал Ормонт: «когда человек говорит что-либо многим, а не одному человеку, эхо собственных слов в сознании становится громче». Очень выразительно сказано.

 

Меня в последнее время все больше интересует эта форма работы.

Сейчас стартует группа, которую я буду вести... Группа закрыта.
Следующая группа будет набираться в начале ноября 2009 г.  Место проведения группы – Минск, формат – с 19-00 до 21-00 раз в неделю в течение года. Если вас заинтересовала эта возможность, и/или возникли какие-то вопросы о том, на каких условиях можно присоединиться к группе, - напишите мне в личные сообщения. Все вопросы по сути групповой работы можно задать просто в комментариях.


 

Comments

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
koolamesa
24 сент, 2009 03:13 (UTC)
Все вопросы по сути групповой работы можно задать просто в комментариях.
- У меня не вопрос, а ощущение. На групповой терапии ощущений больше. Больше возбуждения, больше интереса, больше эмоций. Правда, я всё равно хожу на индивидуальную - но это скорее профессиональные причины. А так - групповая лучше! (говорю только про себя).
vika_pekarskaya
24 сент, 2009 23:48 (UTC)
Точно. Я бы отметила про себя - переживаний больше.
katya_chernova
24 сент, 2009 03:53 (UTC)
Вика, спасибо!
Наконец-то, я увидела внятные разъяснения про групповую терапию.
vika_pekarskaya
24 сент, 2009 23:48 (UTC)
Пожалуйста.
Рада, что внятные. :)
ira_mf
24 сент, 2009 05:01 (UTC)
да, на группе нужно больше смелости для тогго, чтобы что-то сказать. и есть вещи, которые я не рекшуть сказать на группе. а в индивидуальной работе - скажу.
по-моему, необходимо сочетание индивидуальной работы и групповой. каждая имеет свои плюсы и минусы.
vika_pekarskaya
24 сент, 2009 23:51 (UTC)
В задачи групповой терапии не входит что-то "выколупывать" из человека. Каждый сам решает, - насколько он хочет раскрываться.
Кто-то более смел, кто-то менее. Послушает-послушает менее смелый более смелых, увидит, что проблемы похожи, и сам захочет поделиться.
Сочетание и групповой, и индвидуальной работы, согласна, весьма полезно.
siticat
24 сент, 2009 05:25 (UTC)
Здравствуйте, Вика и читатели!

"Здесь даже чтобы просто заговорить нужно больше смелости. И, как и в жизни, приходится с кем-то конкурировать за время и место, иногда в чем-то уступать, иногда настаивать, - и учиться быть чувствительным к тому, что важнее в данный момент: свое или чужое. Учиться делать трудные выборы, говорить трудные слова, и выражать трудные эмоции и чувства." -
Откровенность перед толпой может быть выигрышной, но только для уверенного в своей правоте человека. Скажу о себе: я могу быть откровенной с терапевтом, но на группе я буду уходить от вопросов
"в лоб", перекраивать всю игру под свою тараканью ферму.

"«когда человек говорит что-либо многим, а не одному человеку, эхо собственных слов в сознании становится громче». Очень выразительно сказано." - следовательно, эхо написанного в Интернете будет звучать рёвом заходящего на посадку самолёта? Но, с другой стороны, человек в Интернете полуанонимен, т.е. его ответственность меньше?

Небольшой оффтоп. Вчера пошла на личную терапию.

С уважением, Наташа.
vika_pekarskaya
24 сент, 2009 23:56 (UTC)
6-7 человек - это не толпа.
"Уверенному в своей правоте" человеку нечего делать в группе, созданной для групповой терапии. Так что тут - нет, и не может быть, ни выигравших, ни проигравших.
Никто не станет вам, Наташа, задавать на группе вопросы "в лоб", если вы сами того не захотите. Процесс гораздо экологичнее. Люди приходят в группу разбираться с собой, а не самоутверждаться.

Сравнение Интернета и группы совершенно невозможно в данном контексте. Можно и с балкона поорать ночью - вдруг кто ответит.. Да, вот это будет, по сути, ближе к Интернет-общению.

Поздравляю! Отличное начинание (я про личную терапию).
Успехов.
(без темы) - siticat - 25 сент, 2009 05:10 (UTC) - Развернуть
richana
24 сент, 2009 05:38 (UTC)
У меня "само собой" образовалось следующее. В том же центре психологического консультирования, куда я хожу на индивидуальную терапию, проводились семинары для родителей. Так вот, я в смысле пользы выносила с них не столько новую информацию как таковую, сколько именно срабатывавшие "в коллективе" какие-то свои проблемные участки - которые после и несла "на блюдечке" для проработки.

А вот именно групповую терапию пока не пробовала. Надо будет эту мысль подумать.
vika_pekarskaya
24 сент, 2009 23:57 (UTC)
Подумайте, подумайте. :)
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
24 сент, 2009 23:59 (UTC)
Да, это пугающая мысль, что кто-то еще, кроме одного человека, узнает о ваших сложностях.
Но именно в группе часто оказывается, что эта же сложность есть и у других людей. Начнет делиться этим тот, кто будет больше к этому готов. Потом подключатся и остальные.
pheonita
24 сент, 2009 06:47 (UTC)
Никогда не ходила на терапии и тренинги. Единственный раз пошла на "прелюдию" к тренингу, т.е. зазывательскую встречу. И там, за те два часа почувствовала, что говорю больше всех, эмоциональнее других реагирую, в конечном итоге подавляя собравшихся. Хотя шла с намерением помалкивать. Как подобное неравновесие приводится в норму на групповом тренинге? И приводится ли?
Я нормальна, доктор? :))
lukava_kishka
24 сент, 2009 08:25 (UTC)

более чем. сложнее работать в группе, где все все держат в себе. Да и почему "неравновесие"? Природа не терпит пустоты. вот ее заполняет энергия твоих эмоций (даже если это энергия сопротивления чужому вмешательству в твой привычных мир).
сейчас уравновешиваешь других, а дальше баланс энергий может возникнуть совсем в другом месте. Норма здесь относительна.
(без темы) - vika_pekarskaya - 25 сент, 2009 00:08 (UTC) - Развернуть
muratik
24 сент, 2009 07:36 (UTC)
ох, какая потрясающая магия!)) только позавчера вечером в разговоре человек выразил мне "абсолютное непонимание" зачем ходить в группу, и что это бессмысленно. Я как то растерялась - и - вот он ответ!)))
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:09 (UTC)
:)
Я старалась передать свое вИдение этого. Рада, что вы получили ответ.
dvornickus
24 сент, 2009 07:39 (UTC)
Вика, отличный текст, спасибо. Плюшки от групповой стали понятнее. Соблазнительно! :)
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:09 (UTC)
Пожалуйста.
:)))
soirik
24 сент, 2009 08:12 (UTC)
Викория, доброго!
Извини за оффтоп.

У меня к тебе вопрос - на кураторстве разбирали харизму...
Помню, что есть братская, отцовская, мифическая...
ничего не забыл?

Подскажи, есть ли какой материал почитать на эту тему в электронном виде?
Интересуют внешние проявления харизмы и взаимодействия между людьми.
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:13 (UTC)
Привет.
Харизму называла: детско-родительскую, сиблинговую, магическую.

Не знаю, я не занимаюсь поиском в Интернете литературы.

Почитай, что найдешь про "перенос" и "контрперенос".

За оффтоп извиняю, но есть просьба - вверху есть тема "Спрашивайте", как раз туда можно отправлять весь оффтоп. Спасибо за понимание.
(Анонимно)
24 сент, 2009 08:16 (UTC)
Ходила к психотерапевту в больнице, женщина оч. привлекательная, состоятельная, в жизни вызывает у меня уважение. На терапии близость. Видела её именно как женщину, соблазнительную и оч. близкую и знакомую мне. В жизни встретилась с ней на рауте светском, видела её как она кокетничает с мужчинами. Стала ещё ближе мне, себя в ней вижу и всё тут. Когда терапевт ваше отражение, считаю верх профессионализма. Как вы говорите про межличностные отношения, это уже другая история, скорее не терапия, а психология отношений.
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:15 (UTC)
Когда терапевт - ваше отражение, и это длится долго, это странно.
Но это мое мнение.

Я говорю про межличностные отношения, и терапию межличностных отношений. Не очень понимаю, как вы это противопоставили. Что тогда для вас значит слово "терапия"?
sasha_nvmb
24 сент, 2009 10:01 (UTC)
"Но сила, которая может что-то изменить, - именно группа, а не ведущий".
По своему опыту участника разных групп сказал бы чуть иначе: да, группа, но в условиях, заданных ведущим. Роль ведущего огромна. Ведь это он какие-то вещи принимает, а какие-то отбрасывает. Группа раскрывается настолько, насколько готов к ее раскрытию ведущий.
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:27 (UTC)
Ни в коей мере не умалаю роли ведущего. Вот, если он, скажем, не распознает групповое сопротивление и не справится с ним... все, кирдык группе. :)
strepitosa
24 сент, 2009 10:38 (UTC)
я тоже считаю, что групповая эффективнее. моя любовь- тренинги.
причем за 2 года ведения я поняла, что каждый чел берет из него столько, сколько сам захочет. от глобальных перемен в жизни и личности.. до "нашел новых друзей", хотя и это тоже хорошо.
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:29 (UTC)
Тренинги - это, все же, не то же самое, что групповая терапия.
И, да, это тоже интересно. Но "глубина погружения", все же, разная. Могу это смело утверждать, так как веду тренинги с 97го года...
dain666
24 сент, 2009 11:08 (UTC)
а порекомендовать подобные группы в Мск можете?
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:30 (UTC)
Навожу справки у коллег. Сразу сообщу. :)
(без темы) - dain666 - 25 сент, 2009 00:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 27 сент, 2009 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - coyl - 25 апр, 2010 23:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 апр, 2010 23:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - coyl - 27 апр, 2010 21:56 (UTC) - Развернуть
igreina
24 сент, 2009 12:54 (UTC)
а можно узнать координаты и условия группы в минске?:)
vika_pekarskaya
25 сент, 2009 00:26 (UTC)
Отправила вам ответ в личные сообщения.
(без темы) - kurmanka - 7 окт, 2009 14:37 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 46 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner