?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало тут и тут.

 

Вернемся снова к родителям и их воздействию на ребенка.

Не секрет, что вникать во внутренние проблемы и переживания ребенка, - для многих труд, который часто не делается. И воспитание сводится к тому, чтобы привести ребенка наиболее быстрым способом к «ожидаемому», желанному эталону.

Как чувствует себя ребенок, если ограничения начинают превышать некий критичный уровень, если на большинство проявлений своего внутреннего мира (желаний, потребностей, эмоций и ощущений) он получает безразличие, окрик, одергивание, наказание, отвержение, обвинение, пристыживание и т.п.?

 

Он может попытаться отвергнуть мир – начать отрицать свою потребность в нем, свою зависимость от него..

Если же ребенок еще надеется, что «соответствие требованиям» возможно, он будет стараться максимально «считать» среду, стараться точнее предсказать – за что он дальше будет наказан, чтобы это предвосхитить. Для этого он словно «превратится» в своего родителя и начнет смотреть на себя глазами другого, стараясь всю «воспитательную работу» проделать самостоятельно, до того, как это сделают другие.

Он словно «перемещается» из своего внутреннего мира наружу и там и остается навсегда, считая, что человек с таким внутренним миром, как у него, не имеет права жить в этом мире. Что этот человек и мир, такой, какой он есть, – не созданы друг для друга. Этот «внутренний мир неправильного человека» превращается в скрываемую территорию стыда – стыда за то, что я «не такой, каким позволено быть в этом мире».

Пройдет не так много времени, чтобы эта «территория» начала скрываться и от самого себя, а любой, кто попытается ее разглядеть станет непрошенным агрессором. Возникнут сложности выбора, понимания своих чувств, переживаний и желаний, сложности во взаимодействии с людьми. Сложности в построении близких отношений: при сближении кто-то может разглядеть его постыдный внутренний мир… А разве такого человека можно принимать и любить, если даже мама не смогла принять и полюбить «меня такого»?!?

 

Продолжение тут. 

Comments

( 79 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
akacia
23 июн, 2009 13:12 (UTC)
Да,знакомые чувства)
andahait
23 июн, 2009 13:22 (UTC)
да, знаем, стыдились( хорошо что прошло)))
а то, как говорила моя маман: "да засунь ты себе в ж*** свои чувства!!!"
(без темы) - andahait - 24 июн, 2009 11:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alegz - 25 июн, 2009 00:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andahait - 25 июн, 2009 04:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 июн, 2009 02:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andahait - 26 июн, 2009 03:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 июн, 2009 04:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andahait - 26 июн, 2009 05:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 27 июл, 2009 09:54 (UTC) - Развернуть
otawa
23 июн, 2009 14:04 (UTC)
Да. Ребенок требования стать другим (хорошим, правильным, соответствующим) принимает за чистую монету. Он еще верит, что возможно на самом деле изменить себя, меняя свое поведение. Раз мама велит - значит, это возможно, мама же знает! И то, что он снова и снова "ошибается", "промахивается", он считает своей недоработкой, винит себя. Постоянное самоугрызение выдержать трудно, вот и приходится скрывать от себя свой "неправильный" внутренний мир.

А ларчик просто открывался: радикально изменить себя не-воз-мож-но! Темперамент и природные наклонности все равно останутся прежними, как их ни маскируй. Нет ничего удивительного и плохого в том, что в навязанных родителями образах неудобно и неуютно, иначе и быть не может, и нечего стыдиться. Только детям об этом сообщить как-то забывают :-(
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 02:56 (UTC)
Да уж - точно. Дети не в курсе.. :)
(без темы) - dinasty - 28 май, 2010 23:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - otawa - 28 май, 2010 23:59 (UTC) - Развернуть
koolamesa
23 июн, 2009 14:21 (UTC)
Вик, мне вот такой комент пришёл про твои заметки. Цитирую: "Мне кажется неверным утверждение автора, что стыд это страх отвержения или наказания. Эдак мы будем одни чувства через другие объяснять, например, восхищение - это такая любовь к прекрасному. Чувство стыда соматически проживается иначе, чем страх. Например, температура стыда больше, чем температура страха. Страх побуждает перемещаться в горизонтальной плоскости (бежать от опасности ли сражаться с ней), стыд в вертикальной (провалиться от стыда). Для переживания стыда не характерна дрожь и т.п. Стыд вполне самостоятельное переживание своего несоответствия чему-либо, а вот страх пережить стыд (имеется опыт такого переживания)встречается".

Что думаешь?
nasse
23 июн, 2009 15:15 (UTC)
Спасибо за вопрос. У меня тоже есть ощущение, что стыд переживается иначе, чем страх.
(без темы) - vika_pekarskaya - 24 июн, 2009 01:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koolamesa - 24 июн, 2009 02:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 июн, 2009 12:38 (UTC) - Развернуть
afinyanka
23 июн, 2009 14:45 (UTC)
хм
с этой стороны не думала
надо пощупать
не смотрю ли я до сих пор на себя со стороны?
хм.

скорее понимаю, что все хорошее в этом мире не для меня
как-то так.

vika_pekarskaya
26 июн, 2009 02:57 (UTC)
Печальный вывод...
idle_user
23 июн, 2009 14:46 (UTC)
прямо мурашки по коже...так все и произошло у меня
И буквально на днях это осознала
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 02:58 (UTC)
Да, это серьезный шаг - позволить себе осознавать подобные вещи.
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 02:59 (UTC)
Будет-то будет. Но он а) не прост, б) будет изложен только в конце лета...
alexey5351
23 июн, 2009 15:38 (UTC)
Все три текста замечательные! У меня случилось несколько инсайтов. Еще Я порадовался, что у Вас нет распространенного сейчас стереотипа - об идеале совершенно независимых отношений. Взвешенная, осмысленная статья.
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 03:00 (UTC)
Рада, что так вам зашло.
А стереотип этот уже на так распространен, как кажется. :)
melted_down
23 июн, 2009 17:44 (UTC)
>> Для этого он словно «превратится» в своего родителя
часто взрослые не слишком заботятся о том, чтобы вести себя с ребенком последовательно
натолкнувшись раз-два-десять на невозможность предсказать поведение родителя (взаимоисключающие формулировки, позиция "ты виноват всегда", наказание за деяние и не-деяние и т.п.) ребенок либо десоциализируется, либо бежит "во двор"
все строго на личном опыте
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 03:02 (UTC)
Да, я так описала это: //Он может попытаться отвергнуть мир – начать отрицать свою потребность в нем, свою зависимость от него..// Это "отвержение мира" может выражаться в бегстве, в асоциальном поведении и т.п. Печально.

megavolt_ex
23 июн, 2009 18:58 (UTC)
Мдя......
(без темы) - megavolt_ex - 26 июн, 2009 08:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 июн, 2009 12:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 26 июн, 2009 12:59 (UTC) - Развернуть
chloe_q
23 июн, 2009 20:18 (UTC)
>> ...Для этого он словно «превратится» в своего родителя и начнет смотреть на себя глазами другого, стараясь всю «воспитательную работу» проделать самостоятельно, до того, как это сделают другие.

>> А разве такого человека можно принимать и любить, если даже мама не смогла принять и полюбить «меня такого»?!?

...Больно то как.. до слёз.. даже не ожидала, что снова так отзовется.. :(

Спасибо, Вика, за этот цикл статей.. Записать и на занятиях успела много.. но у тебя здесь полнее..
И интригу классно держишь :)
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 03:03 (UTC)
Больно..
Пожалуйста.
Интригу - я не специально. Просто времени мало.
antibooka
24 июн, 2009 06:06 (UTC)
Не скажу, что родители уделяли мне много времени - я даже всхлипывал украдкой от дефицита (так мне казалось) родительского внимания. Но я не закрывался, мне интересно было познавать окружающий мир и я делал это самостоятельно, а родителям был благодарен за то, что они есть. На протяжении всего моего взросления у нас были хорошие отношения.
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 03:05 (UTC)
Интересно: если у вас все в порядке, что заинтересовало вас в статье?
(без темы) - antibooka - 26 июн, 2009 07:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 27 июл, 2009 09:57 (UTC) - Развернуть
uta_kryakva
24 июн, 2009 06:34 (UTC)
--Он словно «перемещается» из своего внутреннего мира наружу и там и остается навсегда, считая, что человек с таким внутренним миром, как у него, не имеет права жить в этом мире.--
Ага, совершенно точно.
Я с этим пытаюсь что-то поделать уже 5 лет терапии.
Безрезультатно, точнее, становится только хуже.
iliana_lyok
24 июн, 2009 15:45 (UTC)
Имхо, помогает, если кто-то значимый "снаружи" принимает таким, какой есть.

Мне помогло, подуспокоилась.
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 июн, 2009 03:06 (UTC) - Развернуть
another_jenik
24 июн, 2009 08:39 (UTC)
Вчера не стала стыдить дочь за то, что плачет (в саду разбила коленку, не плакала, а дома ночью пошли эмоции). Сказала доброжелательно, если тебе нужно - поплачь. Очень быстро она успокоилась.
(без темы) - another_jenik - 25 июн, 2009 11:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 26 июн, 2009 03:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - another_jenik - 26 июн, 2009 05:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 27 июл, 2009 09:58 (UTC) - Развернуть
villinaoz
24 июн, 2009 13:39 (UTC)
Просто "придавил" этот текст. Да, всё так. И это больно.
Предыдущие части читала и не могла понять, почему читать не получается. Даже распечтала и перечитывала раза три. А вот теперь поняла, почему не принимала - изо всех сил не подпускала к себе это переживание стыда и несоответствия.
У меня всё это усугубляется тем, что сын ещё маленкий. Панически боюсь что-то пропустить, не быть достаточно внимательной, чувствительной к нему. Боюсь подпускать к нему других людей - а вдруг они заставят его переживать то, что пережила я.
vika_pekarskaya
26 июн, 2009 03:10 (UTC)
Да, это больно, и сопротивление этой информации чаще всего чудовищно. Здорово, что у вас получилось это уловить и осознать.

А вашему сыу будет хорошо не с идеальной мамой, а с "достаточно хорошей". :)
Успехов.
(без темы) - villinaoz - 26 июн, 2009 08:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 27 июл, 2009 09:59 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 79 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner