?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Это явление хорошо описано в приложении к тяжелым психологическим травмам, таким, как смерть близкого человека или разрыв с любимым.

Но, в действительности, этапы принятия любого события, которое расходится с нашими ожиданиями, соответствуют той же схеме.

 

Краткое описание этапов на примере «Она не пришла на свидание».

 

1.     Отрицание. «Нет, она просто опаздывает» «Может, она заболела? Выздоровеет и придет. Может, телефон не отвечает, потому, что зарядить забыла?»

2.     Злость (на других и на себя). «Не пришла! Вот коза!». (Перемежается с обидой: «Как она так могла обойтись со мной?»). «И я-то кретин. И чего приперся?»

3.     Торги. «Завтра я буду накручивать тут круги, возьму крутую тачку.. И у меня еще и получше найдется девушка!»

4.     Принятие и грусть. «Она не пришла потому, что не захотела прийти».

 

«Мало заплатили на работе».

1.     Нет! Тут какая-то ошибка! Может, все-таки, они не посчитали, что я работал по выходным? Забыли? Надо им напомнить, и они все пересчитают…

2.     Черт! Ах они так со мной! Сейчас я им наработаю.. («Я для них! А они!»). Но и сам я молодец! Говорили люди добрые: нельзя тут денег заработать, а я – дурак!

3.     Ладно, будут работать с утра до ночи и все выходные. И они не посмеют лишить меня премии!

4.     Мне заплатили столько, сколько планировали.

 

Каждая стадия может быть разной по времени: как очень быстрой, так и затянувшейся надолго. Например, многие любят застревать на второй. Или выматывать себя на третьей, доказывая непонятно что, непонятно кому.

 

Но у каждого этапа, у каждой фазы, я полагаю, - есть своя осмысленная задача. Предлагаю вам свои размышления о том, какие задачи я вижу под каждым этапом. На истинность не  претендую.

 

На примере «выпал из самолета» - скажем, это мультфильм.

1.     Нет, мне это снится. Какой интересный сон!

2.     Ах, уроды, это меня выбросили!

3.     «Я не ударюсь, если буду сильно махать лапами». Отчаянье, когда видит, что не помогает. «А-а!»

4.     Бах. Больно.

 

Задача первой фазы - отрицания – оттянуть «время Ч», чтобы хоть немного подготовить себя к неприятным переживаниям. Если бы «реальность» сразу обрушивалась на нас без какого-то предупреждения, и мы не могли бы как-то оттянуть переживание ее, то количество смертей от инфаркта, думаю, увеличилось бы. Еще одна цель такого оттягивания времени – сохранять «рассудок», не сходить с ума, продолжать думать, искать лазейки. Завершается эта фаза появлением чувства раздражения.

Задача второй фазы – разрядить энергию, аккумулированную (сдержанную) на предыдущей фазе. Отреагировать через злость разные сильные эмоции, - в том числе страх (как реальной угрозы, так и страх стыда, например). Застревание на этой фазе свойственно для тех, у кого и так по указанному поводу много энергии было и ДО события. Или у того, кто ОЧЕНЬ МНОГО потерял и не может жить дальше, если не найдет внешнего виновника и не накажет его. Завершается эта фаза надеждой, что выход есть, просто он еще не найден.

Задача третьей фазы – смягчить удар. Образно говоря, уклоняться некуда, земля приближается, пора группироваться. Хоть солому, но подстелить. Застревают тут, избегая отчаяния – отчаяния от осознания необратимости произошедшего (торгуясь, фантазируют, как они это смогут «обратить» или «подправить»). Но, чтобы зависнуть в воздухе в процессе свободного падения без парашюта, нужно было бы приложить нечеловеческое усилие. И все равно - не поможет. Сила притяжения помешает. Бах! Прикосновение к отчаянию (на этом завершается эта фаза), и – четвертая фаза.

Задача четвертой фазы – проживание боли и грусти. Завершается принятием, и возможностью жить и действовать дальше.

 

Для того, чтобы понять, как далеко вам до принятия неприятной ситуации, достаточно ЧЕСТНО признать, на какой стадии вы находитесь. Проверить, - не застряли ли вы там. И, если застряли, - то на чем? Что вы не позволяете себе сделать на указанном этапе? Что в вас мешает вам завершить эту фазу и перейти на новую? Какие чувства вы не можете подпустить к себе и пережить?

 

Ответы на эти вопросы помогут вам приблизиться к принятию сложных ситуаций. Конечно, если вы хотите их принять.

P.s. В виду обнаружившейся в комментариях актуальности вопроса: "А можно ли перемещаться между фазами туда - сюда, возвращаться к предыдущей несколько раз", отвечаю прямо здесь. 
Проживая любую из фаз, вы можете снова столкнуться с переживанием, мыслью, идеей, ситуацией и чем угодно еще, что снова трудно будет принять (как бы "ситуация в ситуации"). И для этого эпизода снова придется пройти все четыре фазы принятия. А внутри может оказаться еще такая сложность. Как матрешка: и каждуй "матрешку" придется проживать по той же схеме.
Т.е. выглядеть это может так:
А)
Б)
     1.
     2. 
     3.
           а)
           б)
            в)
             г)
      4.
В)
Г).

И, конечно, может казаться, что вы прыгаете с фазы на фазу.

Застревание, - это когда...даже   в мыслях нет движения. Нет никакой смены "сюжета".

Comments

( 175 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
ne_ly
3 май, 2009 00:57 (UTC)
...Я замечаю, что количество этих фаз и интенсивность (скорость) их прохождения - разная.
И у одного, конкретного человека - тогда меняется количество фаз, в зависимости от сложности и важности для него той или иной ситуации.
И, если сравнивать разных людей. Тогда меняется длительность. Вплоть до полного отсутствия у одного человека той фазы (или ее продолжительности, скажем, в несколько секунд...или вообще такой продолжительности, которую человек сам не осознает), которая ярко проявляется у другого, - даже если ситуация одна и та же.

Как Вы считаете, такие явления имеют место?
vika_pekarskaya
3 май, 2009 01:11 (UTC)
Да, продолжительность разная - даже в одной и той же ситуации у разных людей.
Но количество фаз одинаково (правда, может казаться, что их больше - если человек, например, периодически от одной фазы возвращается к другой, или меньше - если какие-то фазы мелькают быстро).
vsemdobra_528
3 май, 2009 03:29 (UTC)
А насколько часто, Вика, Вы в своей практике или в жизни встречаете людей, способных сразу же принять реальность, описываемую как 4 фаза?
Чем отличаются подобные люди от других (с точки зрения психолога)?
И что, по Вашему, могут потерять люди, проходящие особую подготовку, позволяющую из приятия 4 фазы сразу же переходить к последующим, имеющим более конструктивный характер, нежели рефлексия и зависание?
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:14 (UTC)
Думаю, что эти фазы могут отсутстовать только если та реальность, которую приходится принимать, ожидаема и довольно переносима.
Или они могут быть очень короткими, на уровне мысли: мелькнула мысль, и - следующая фаза.
Там мало вообще рефлексии - много неосознанных реакций.

Это не то, с чем нужно бороться. Это просто то, что есть.
reader59
3 май, 2009 03:31 (UTC)
Может быть, немножко в сторону - но первый пример мне кажется либо не очень удачным, либо требующим дополнительных разъяснений. "Мне заплатили, сколько планировали" - то есть "меня обманули, прямо или косвенно обещав дать больше, хотя на самом деле сразу собирались дать меньше"? Но это уже само по себе травмирующее понимание, причем как бы не посильней первоначального.
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:16 (UTC)
Не совсем так. Мысль: "здесь нет ошибки, это не зависит от мпей выработки и т.п." = "Заплатили, - сколько собирались".
Бороться не за что и не с кем. Не вижу ничего травмирующего.

Если вам не нравится этот пример, - есть еще два.
utro_vecher
3 май, 2009 05:03 (UTC)
В эту сторону мне думать как-то не приходилось. А выглядит такое деление вполне убедительно. Спасибо, Вика.
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:17 (UTC)
:) Пожалуйста. Рада, что тебе понравилось.
(без темы) - utro_vecher - 3 май, 2009 09:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 3 май, 2009 09:27 (UTC) - Развернуть
mila_mints
3 май, 2009 05:15 (UTC)
А ведь само слово "неприятность" - это то, что вызывает неприятие. То, что трудно принять. До этого как-то не задумывалась.
eka42003
3 май, 2009 06:02 (UTC)
Я в своё время отказалась сильно махать лапами, потому что рассудила, что это нецелесообразно. И потому меня всё время отбрасывает на вторую фазу (как на батуте), хотя всё с меньшей амплитудой.
Видимо, надо было всё же лапами помахать поэнергичней. Как говорится, для очистки совести.
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:18 (UTC)
Да, похоже "надеждой" нужно переболеть...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - vika_pekarskaya - 3 май, 2009 21:25 (UTC) - Развернуть
yandel
3 май, 2009 06:22 (UTC)
невероятно внезапно умер любимый человек.
два месяца:
"этого не может быть"
"этого не может быть"
"этого не может быть"
"этого не может быть"
"этого не может быть"
...
"этого не может быть"
принять невозможно.
это может только сниться.
вся дальнейшая жизнь как сон.

почему бы нет?..
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:19 (UTC)
Да, застревание на первой стадии.

Это очень трудно принять. Но не невозможно.
(без темы) - yandel - 3 май, 2009 13:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - swamp_dog - 3 май, 2009 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yandel - 3 май, 2009 13:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - swamp_dog - 3 май, 2009 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - swamp_dog - 3 май, 2009 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 3 май, 2009 21:55 (UTC) - Развернуть
romailo
3 май, 2009 06:35 (UTC)
По сути - это фазы горевания (или принятия смерти), они при любой потере случаются - шок, гнев, депрессия, принятие. В норме - самая длинная и противная - третья. А застревания случаются либо на переходе от первой ко второй, либо на второй. Если человек шагнул в третью, он автоматом перейдет к принятию, но нужно понимать - что третья и правда самая длинная.
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:22 (UTC)
Это фазы принятия чего угодно, как я пишу в начале статьи.
Депрессия - это подавленная и неотреагированная арессия.
И автоматом не перейдет. Если попал в депрессию, - значит не прожил вторую фазу. На ней застрял.
Это распространенная ошибка путать депрессию с фазой естественной грусти.
ptica_gamayun
3 май, 2009 06:38 (UTC)
Не совсем понятно. Каждая из этих фаз должна быть пройдена обязательно, или возможен переход от первой к третьей или вообще сразу к четвертой, минуя первые три? И если какие-то фазы "перепрыгнуты", означает ли это, что рано или поздно все равно придется их пройти?
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:25 (UTC)
Обязательно. Но в легких случаях этот переход может быть мгновенным. Чем легче принять, тем быстрее переход.
В тяжелых случаях, - это будет, скорее всего, "перепрыгивание", и, да, прндется их пройти.
melted_down
3 май, 2009 07:35 (UTC)
весьма убедительно
вот буквально на днях "перемолол" ситуацию с оплатой - пожалуй, справился бы быстрее, если бы знал об этом небольшом аутотренинге
victor_zagorski
3 май, 2009 07:44 (UTC)
Хм, пригляделся. Этапы есть и в том, что принять легко. Просто проходят быстро и интенсивность переживаний у них низкая.
vika_pekarskaya
3 май, 2009 09:26 (UTC)
Ага. Думаю, вы правы. Спасибо за наблюдение.
r_ren
3 май, 2009 07:51 (UTC)
спасибо.
lina_11
3 май, 2009 07:53 (UTC)
Так и есть. Полностью согласна. Проходила на своей шкуре. Какие-то фазы осознавала, а какие-то нет, потому как присутствовало слишком сильное эмоциональное погружение.
Быстрее всего из этого пике 4х фаз можно выйти, если сразу на первой фазе посмотреть на ситуацию объективно и не позволить себе втянуться эмоционально. Тогда удаётся встать НАД ситуацией.
Но, увы, это работает для более лёгких случаев. В ситуациях со смертью, потерями любимых, друзей эта рефлексия порой выглядит неизбежной.
vika_pekarskaya
3 май, 2009 22:00 (UTC)
Думаю, это всегда неизбежно, если нужно принять, а не делать при "типа принятии", например, пометочку в записной книжечке в столбкие "отомстить". :)

Именно, не желая многое приниимать (с виду, принимая, но - формально, не проживая, - "над ситуацией") живут с массой всего "не-принятого", рассказывая сказки о своей жизни, прежде всего, самим себе.
lenmama
3 май, 2009 08:20 (UTC)
Спасибо. В наиболее тяжёлых ситуациях время наверное служит амортизацией.
vika_pekarskaya
3 май, 2009 21:50 (UTC)
Пожалуйста.
Конечно.
(Удалённый комментарий)
vika_pekarskaya
3 май, 2009 22:04 (UTC)
Да, куда серьезней... Держитесь.
Когда-нибудь наступит тот момент, когда вы сможете впустить в себя эту боль, а не давить ее, прожить ее, отгоревать, и тогда станет полегче.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - vika_pekarskaya - 10 май, 2009 16:30 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 175 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner