?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вдруг откажет…

Мы не просим, не предлагаем, не настаиваем и не требуем часто потому, что боимся встретиться с отказом. Конечно, если полагать, что «я» - центр вселенной, и мир вращается исключительно вокруг «меня», то, конечно, отказ – это свидетельство того, что «я» не настолько хорош, как «тот, кому никогда не отказывают». Хорошим не отказывают! Совершенных не отвергают! Ой ли?

Девушки, представьте: вы сидите дома, у вас отравление, тошнит и болит живот и тут неожиданно звонит «Мужчина Вашей Мечты». И предлагает встретиться. Какова вероятность, что вы ему откажете? Высокая! А то, что, в случае отказа, назовете реальную причину? Думаю, вероятность низкая (рассказать НОВОМУ мужчине о том, что вы сидите в обнимку с унитазом – на это мало кто решится)… Предположим, соврали. Скажите, а вы различаете, когда вам врут, а когда говорят - правду? У меня на тренингах обычно большинство говорит, что довольно легко отличают (и это действительно так, если собеседник не является «профессиональным лгуном», или если специально не готовился соврать). Значит, будем считать, что различаете. Как и звонящий. И тогда, скорее всего, он заподозрит, что вы врете (вы же специально не готовились! – вообще звонка не ожидали!). И что он подумает? Что у вас болит живот? Ждите! Он, как истинный «пуп земли» решит, что дело в нем. И что это «он» недостаточно хорош для вас: не та фигура, не та зарплата, не тот характер и т.п. – каждый благополучно допридумает на свой вкус. И пойдет дальше «совершенствоваться» и в следующий раз позвонит вам через 10 лет. Если вообще позвонит.

И в обратную сторону то же самое. Как-то клиент мне рассказывает: «Мне очень нравится девушка. Но я чувствую себя с ней так напряженно и скованно, что пока решил не встречаться. Надо с «головой» разобраться получше. Поэтому сдерживаюсь и не звоню ей». Как вы думаете, что там по этому поводу фантазирует девушка (а она не в курсе)? Почему, с ее точки зрения, прекратилось общение? И, как считаете, приходила ли в голову этому мужчине мысль о том, что для девушки это его поведение – настоящее отвержение? Нет! С его точки зрения (по-своему, вполне обоснованной!) он заботится: о ней и об их отношениях!

 

Итак, если пристально рассматривать каждую ситуацию, то окажется, что решение об отказе диктуется не тем, «какой ты», а, тем, «что сейчас со мной». И даже когда оно связано с темой «какой ты», то в полном варианте все равно звучит так: «как МНЕ рядом с тобой, таким каким ты мне кажешься». Т.е. главное - «Я» и «Мне».

 

Итак, вывод первый. Если вам отказывают – дело не обязательно в вас. Вы не «пуп земли». («Пуп земли», конечно же, «я». :)) Значит, стыдиться нечего, и не обязательно немедленно заниматься «самоулучшением». Вы знаете, что отказать могут всякому по тысяче различных причин. Вы не стали другим от того, что вам отказали. Вы остались тем же, кем было ДО получения отказа. Все в порядке: это просто отказ.

 

Дальше.

Второй страх еще интереснее. Звучит так: «Я боюсь, что мне НЕ откажут, но будут делать НЕХОТЯ, терпеть меня, лишь бы не обидеть». Все, кто кивнул головой, читая эти слова, медленно и прочувствованно повторяют вслух: «Я боюсь обидеть отказом, и поэтому часто терплю (и/или обижаюсь), если кто-то значимый обращается ко мне с просьбой». Про вас?

В этом вопросе лучше начать с себя: и научиться отказывать. Нам свойственно приписывать другим свои страхи, сложности и прочее. И тогда, научившись отказывать, вы будете думать: «Я могу отказать. И он может отказать. А если он не может – значит, он таким образом организует свою жизнь, и я за это не могу и не хочу нести ответственность».

 

Итак, есть 2 вещи, которым очень полезно научиться:

  1. Принимать отказ без самоуничижения.
  2. Отказывать.

 

Что вы получите  в результате?

Свободу просить, зная о том, что отказ – это не страшно, - просто варианты нормы.

Отношения станут проще.

Людям, конечно, не понравится, что вы стали говорить «нет» там, где раньше говорили «да». Но, поверьте, те, кто действительно любит вас (а не просто сидят на шее вашей безотказности) - никуда не денутся: в остальном-то вы не изменились!

Более того, они смогут «подхватить» это от вас. И вы увидите, как это удобно, когда ОБА могут сказать «нет» тому, чего они не хотят. Всё! Вам больше не придется думать за двоих, фантазируя о том, что понравится или не понравится вашему собеседнику. Вы точно будете знать, что «нет» - это «нет», а не догадываться о том, что вялое «да» - это тоже «нет» (Чтобы потом на протяжении вечера долго и мучительно выспрашивать, почему же так «вяло» было сказано «да», чтобы ГОРАЗДО ПОЗЖЕ все-таки узнать, что согласившийся ужасно страдал ДЛЯ ВАС, давая согласие. А вас он спросил, нужно ли вам это страдание?) Своим неумением сказать «нет» мы создаем массу сложностей друг для друга: один весь в фантазиях на тему «да» - это «да» или «нет», второй – в фантазиях на тему, какой ответ ВЫ хотите получить, а не чего хочет он сам. Результат грустный.

И чем бОльшую ответственность вы будете брать на себя за то, что человек «терпел» ради вас, потому что вы попросили, а он не смог отказать, тем бОльшему шантажу вы будете подвергаться в дальнейшем. Тот, другой, всегда будет говорить «да». И собирать «инструменты» влияния, чтобы потом выдать, при надобности списком, что он для вас сделал, и чем пожертвовал. И, главное, что и сколько вы теперь ему за это ДОЛЖНЫ. ( К слову, я не считаю ваших или своих близких этаким «монстрами-шантажистами». Отнюдь. Они поступают так именно потому, что не умеют попросить, боятся отказать и услышать отказ, и тогда остается только копить материал, который застрахует от «нет» или сделает его для второго человека крайне эмоционально напряженным).

Признавая свою ответственность за то, что другой «терпел, потому, что вы попросили», и, соглашаясь с шантажом, вы поддерживаете такое поведение. И дальше вам придется либо перестать просить (что наблюдается ОЧЕНЬ часто и сильно затрудняет жизнь: ради стакана воды приходится разыгрывать целую сцену на тему «меня никто не любит») либо учиться читать мысли.

Твердая позиция «ты принял решение терпеть, и это твой выбор, за который я не несу ответственности» - может дать толчок к изменению ситуации.

 

Облегчите жизнь друг другу. Научитесь отказывать и спокойно принимать отказ.

P.s.
Интересующимся деталями: свой вариант алгоритма отказа предлагает здесь мой коллега.

Comments

( 277 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
sugarqueen
4 май, 2008 21:54 (UTC)
вялое «да» - это тоже «нет»

в цитатник!!!
alchemist57
4 май, 2008 21:54 (UTC)
Спасибо!
mutik_l
4 май, 2008 21:57 (UTC)
Красиво о простых и одновременно сложных вещах! спс
vika_pekarskaya
4 май, 2008 22:16 (UTC)
Приятно, что понравилось!
nezhnaya
4 май, 2008 22:05 (UTC)
На самом деле открытость многое меняет. В случае отрваления можно сказать прямо, что плохо чувствую, в другом случае объяснить, что дело не в нем, а во мне, к примеру.
Многие боятся отказа. Но, если отказываешь и объясняюшь причину, адекватные люди понимают:)
vika_pekarskaya
4 май, 2008 22:17 (UTC)
Да. Но "плохо чувствую" настолько частая "отмазка", что не оставляет шансов...
(без темы) - nezhnaya - 4 май, 2008 22:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 4 май, 2008 22:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nezhnaya - 4 май, 2008 22:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 4 май, 2008 22:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nezhnaya - 4 май, 2008 22:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 4 май, 2008 23:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nezhnaya - 4 май, 2008 23:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 4 май, 2008 23:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doctor_tamaz - 5 май, 2008 04:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sugarqueen - 5 май, 2008 07:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lisqa - 5 май, 2008 12:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - emelushka - 6 май, 2008 02:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 май, 2008 04:42 (UTC) - Развернуть
rootzz
4 май, 2008 23:56 (UTC)
//С его точки зрения (по-своему, вполне обоснованной!) он заботится: о ней и об их отношениях!

зацепило. и про напряжение строчкой выше. у меня в этой теме дофига напряжения своего.
иногда так трудно перестать подозрительно ожидать отвержения, замечая какие-то намеки или подобное..
а иногда наоборот: как сейчас, пришла мысль, что если не париться и не "заботиться" о другом, то отвержение -- проблема другого. Если, гуляя с девушкой, я понимаю что ей на меня в обще-то пох, то я могу повеселиться с этого или просто дальше позаботиться о себе весело проведя время. могу позволить себе всё :)
vika_pekarskaya
5 май, 2008 19:45 (UTC)
Что ж, хорошая мысль!
(без темы) - rootzz - 5 май, 2008 23:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 23:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rootzz - 6 май, 2008 12:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 май, 2008 16:14 (UTC) - Развернуть
marina_baranova
5 май, 2008 01:16 (UTC)
Научите меня говорить "Нет", пожалуйста.
rubstein
5 май, 2008 06:16 (UTC)
если речевой аппарат в порядке - вы уже умеете это делать.
(без темы) - marina_baranova - 5 май, 2008 20:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rubstein - 6 май, 2008 05:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ajushka - 5 май, 2008 06:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 5 май, 2008 20:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 19:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 5 май, 2008 20:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 22:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 6 май, 2008 02:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 май, 2008 04:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 6 май, 2008 05:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rubstein - 6 май, 2008 05:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 6 май, 2008 05:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rubstein - 6 май, 2008 05:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 6 май, 2008 05:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 май, 2008 21:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 7 май, 2008 08:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 8 май, 2008 20:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 13 май, 2008 03:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 13 май, 2008 04:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marina_baranova - 13 май, 2008 04:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 13 май, 2008 20:32 (UTC) - Развернуть
emelushka
5 май, 2008 02:32 (UTC)
Спасибо. Очень хорошо сформулировано.
tia_ramona
5 май, 2008 03:07 (UTC)
И опять актуальненько. Особенно часть вторая.

Я тут, блин, две недели не звоню хорошему человеку, потому что не уверена, что ему так же приятно общаться со мной, как мне с ним. А это, оказывается, все мои таракашки-то.
Позвоню сегодня, вот.
Спасибо.
vika_pekarskaya
5 май, 2008 19:49 (UTC)
Правильное решение. Позвонишь - расскажи!
Пожалуйста!
(без темы) - tia_ramona - 16 май, 2008 11:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 19 май, 2008 09:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tia_ramona - 27 май, 2008 05:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 27 май, 2008 07:39 (UTC) - Развернуть
zcx
5 май, 2008 03:20 (UTC)
очень интересно о терпеть и о боязни отказа..))
мне всё же кажется, что человеку надо суметь отстраниться и принять немного безликую позицию...слишком много Я..)))
очень хорошо Вы пишите, спасибо
vika_pekarskaya
5 май, 2008 19:50 (UTC)
Приятно, что интересно. Спасибо за отклик.
И пожалуйста.
lexx_ryazanov
5 май, 2008 03:28 (UTC)
Про "свободу просить" - очень ценный момент.
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:00 (UTC)
Я тоже так думаю ("жмурится с удовольствием") ;)
pheonita
5 май, 2008 03:51 (UTC)
Рада, что вас зафрендила, Виктория! Дельные статьи у вас. Благодарю. ))
metaforie
5 май, 2008 06:00 (UTC)
и много тех, кто не понимает такие вещи?
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:27 (UTC)
:) Вы хотите статистику?
(без темы) - metaforie - 6 май, 2008 05:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 май, 2008 21:58 (UTC) - Развернуть
rubstein
5 май, 2008 06:14 (UTC)
процитирую Боба Резника:
Разница между отказом и отвержением. Звучат одинаково. Отвержение: я не хочу ОТ ТЕБЯ брать кофе. Отказ: я не хочу РАСТВОРИМЫЙ КОФЕ. Это про кофе, а не про человека.

- а если человек отказывается жениться?

Боб: Когда человек отказывается жениться, это может быть связано с тем, что:
девушка ему не подходит;
у него самого есть какие-то внутренние трудности;
он плохо относится к идее брака;
он плохо относится к перспективам брака.
их много, но клиентка привыкла видеть одну: я ему не подхожу, я - плохая, поэтому он на мне не женится.
Если мужчина приглашает женщину ужинать и она говорит: спасибо, мне приятно, но у меня счастливый брак. Это связано не с ним, а с ней. Это отказ. Но если она говорит: С ТОБОЙ? - это отвержение.
(без темы) - (Анонимно) - 5 май, 2008 18:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rubstein - 5 май, 2008 18:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 20:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rubstein - 6 май, 2008 05:15 (UTC) - Развернуть
kate_rin
5 май, 2008 06:48 (UTC)
Спасибо за статью... очень вовремя пришлась :)
сделаю на вас ссылку в своем ЖЖ, если Вы не против )
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:39 (UTC)
Пожалуйста!
Конечно, я не против.
katyshya
5 май, 2008 07:22 (UTC)
Спасибо, Виктория.
Положу в Избранное. Отправлю друзьям. Очень близко.
Я замечаю, что часто воспринимаю отказ как отвержение меня(
И сама при обращении ко мне с просьбой, стараюсь изо всех сил ее выполнить, иногда в ущерб своим планам или интересам.
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:40 (UTC)
Пожалуйста.
Здорово, что это стало явным для вас! Думаю, это повод начать отказывать "в пользу себе". :)
(Анонимно)
5 май, 2008 07:27 (UTC)
Здравствуйте, Вика и читатели!

"кто действительно любит вас (а не просто сидят на шее вашей безотказности)" - красиво и поэтому просто великолепно!

Спасибо.

С уважением, Наташа.
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:40 (UTC)
Пожалуйста, Наташа.
nostalgie_73
5 май, 2008 07:44 (UTC)
спасибо!
замечательные слова!
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:41 (UTC)
Пожалуйста, рада, что понравилось.
yandex_top30
5 май, 2008 08:00 (UTC)
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 6-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
kladun
5 май, 2008 08:30 (UTC)
"Вы не стали другим от того, что вам отказали. Вы остались тем же, кем было ДО получения отказа."
То есть галимым лохом =))))
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:43 (UTC)
Анекдот.

Перелом руки.
Пациент: Доктор, а что я потом смогу делать этой рукой?
Док: Все.
Пациент: Что, и на скрипке играть?
Док: И на скрипке.
Пациент: Клево. Никогда не умел!

Кем были, тем и останетесь. Хм. Посочувствовать вам, что ли? :)
(без темы) - kladun - 6 май, 2008 07:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 май, 2008 16:24 (UTC) - Развернуть
l_i_z_7
5 май, 2008 08:52 (UTC)
Чем больше мы что-то делаем ради другого в ущерб себе, тем сильнее мы потом ему за это отомстим (С)
Не помню дословно...но смысл такой (Как-то Денис Хломов на интенсиве сказал)
Спасибо Вам!
4erni44ka
5 май, 2008 09:02 (UTC)
а всё же, если девушка нравится, очень-очень, то все другие причины отказа куда-то исчезают...
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:44 (UTC)
Может, и исчезают. Но самооценка точно не улучшается.
_posthuman
5 май, 2008 09:16 (UTC)
меня, кстати, частенько упрекали в том, что я недостаточно четко излагаю своё "да" или "нет". хотя мне казалось, что ничего такого "недостаточного" нет. в чем дело: я не люблю "втыкать в лоб" свой ответ, я просто отвечаю, да, достаточно мягко ("мне бы не хотелось") и т.д., избегая императивных ноток. однако же, выходит, это не понимается (?) и надо настаивать (?) обязательно. к чему "троекратное нет" требовать? мне- тяжело многократно говорить "нет! я сказала: НЕТ!". к чему человек требует "разведение большого разговора", а не хочет принимать мягкие формы отказа? нет ли в этом манипуляции скрытой ("столько раз отказать не сможет и авось согласится по-моему"). ммм?
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:55 (UTC)
Да, не понимается. И ваш отказ - не про мягкость. А про то, что вы не берете нас себя за решение ответственность. Чем четче посыл, тем проще понять. Потому и требуют от вас четкости.

И не настаивать надо, а четко говорить: да, хочу. Нет, не буду.
Как в ресторане, когда вы делаете заказ.
Вы же не говорите официанту: "мне бы не хотелось того-то, а вот это я бы может быть и попробовала". Вас обязательно спросят: что именно вы все-таки закажете. Официант не хочет нести ответственность за ваш "полувыбор". Как и другой человек.
(без темы) - _posthuman - 6 май, 2008 10:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 май, 2008 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _posthuman - 6 май, 2008 17:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 0jka - 18 май, 2010 15:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 18 май, 2010 22:15 (UTC) - Развернуть
aplekaeva
5 май, 2008 09:45 (UTC)
Вика, Вы прекрасны. Я Вас читаю с огромным удовольствием. Спасибо.
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:55 (UTC)
Ну вот. Я смутилась :)
Пожалуйста.
smart_lawyer
5 май, 2008 09:50 (UTC)
у меня только один вопрос, а почему все психологи так шаблонно мыслят?
koolamesa
5 май, 2008 10:57 (UTC)
++у меня только один вопрос, а почему все психологи так шаблонно мыслят?++
У меня два вопроса:
1. В чём шаблонность?
2. Как Вы узнали, что ВСЕ психологи мыслят так же шаблонно?

(без темы) - rubstein - 5 май, 2008 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smart_lawyer - 5 май, 2008 20:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 21:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smart_lawyer - 5 май, 2008 21:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 21:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smart_lawyer - 5 май, 2008 21:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 21:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smart_lawyer - 5 май, 2008 21:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 21:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smart_lawyer - 5 май, 2008 21:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 5 май, 2008 22:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smart_lawyer - 5 май, 2008 22:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 7 май, 2008 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 15 май, 2008 00:12 (UTC) - Развернуть
samavara
5 май, 2008 10:04 (UTC)
Спасибо, хоть и не про меня:) Я легко могу отказать и не боюсь, что мне откажут ( но это - сейчас, а лет 10 назад...)
vika_pekarskaya
5 май, 2008 20:58 (UTC)
Пожалуйста. Хорошо, что не про вас!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 277 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner