?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Куда уходит энергия?

        Начну с того, что энергия для меня – это не что-то мифическое и неопределенное, не аура и не нимб надо головой. Это, по сути, наличие направленного возбуждения (не обязательного сексуального).

Для пояснения этой самой сути приведу «переводы» известных выражений. 

·          - Чувствую, между нами есть энергия.

Перевод: сейчас, когда этот человек рядом, я испытываю возбуждение (в данном случае это – интерес, любопытство) и оно направлено на него.

·         - Совсем нет энергии.

Перевод: меня ничего и никто не возбуждает (не интересует).

·          - Какая-то от него идет негативная энергия.

Перевод 1: я подозреваю, что возбуждаю у него негативные чувства (скажем, злость).

Перевод 2: он возбуждает у меня негативные чувства (злость, тоска, страх, обида и т.п.)

·          - У меня куча энергии, куда бы ее пристроить?

Перевод: я испытываю возбуждение, и не знаю или не хочу знать, на что оно направлено на самом деле.

 

Итак, я считаю, что эти два параметра наиболее важны – наличие возбуждения и наличие направленности (т.е. объекта возбуждения).

Изображу это так:


 


Итак, такая вот простенькая схемка. (Внутри - координатные оси. Вертикаль: есть возбуждение, нет возбуждения. Горизонталь - есть объект, нет объекта,.Образуются четрые квадрата).
Мне кажется, квадраты 2 и 3 достаточно очевидны: есть интересный объект, есть энергия. Нет интересного объекта – нет энергии.

·          Под «объектом» я всегда буду понимать «интересующий вас» просто потому, что «не интересующий вас» объект – объектом внимания не будет. Фон, не более того.

Квадраты 2 и 3 могут стать «не нормой» в том случае, если, в случае 2, любой объект вызывает возбуждение, нет дифференциации и расстановки приоритетов. И, в случае 3, никакой объект не вызывает возбуждения (апатия). Я предположила бы или психическое, или физическое заболевание, связанное с нарушением химического (гормонального и т.п.) баланса в организме.

 

Любопытны для разбора квадраты 1 и 4.

Начну с первого.

Есть возбуждение. Человек может суетиться, думать много и судорожно или делать нечто, призванное снизить уровень возбуждения.

Что случилось с объектом?

1. Он есть, но его нельзя знать. Это стыдно или просто не принято. Это нельзя контролировать и т.д. Пример. Добропорядочный муж испытывает сексуальное возбуждение рядом со своей коллегой. Он вытесняет понимание этого, при этом может активно работать и вечером хорошо заниматься сексом с женой.

Вариант: человек знает объект, но сознательно направляет свое возбуждение на другие объекты. Нормальное решение.

2. Он есть, про него знают, но его страшно знать и хочется забыть. Пример. Подросток вечером от родителей ожидает нагоняй. Это будоражит, тревожит его, делая то ли злобным, то ли пугливым. Он «забывает» об этом. Энергия не направленно «разбрызгивается» на окружающих в виде стеба, подколок и т.п. Реального облегчения не приносит, так как - не туда.

3. Объекта нет. Когда-то он был. Теперь его нет: он «спрятан внутри». Основное переживание, которое испытывает человек – тревога. Пример. Мама всегда ругала за опоздания. Теперь это взрослая женщина, чья мама живет за тысячу километров. Но, при опоздании (даже таком, за которое никто не спросит и не накажет), она очень тревожится. Логикой, она легко бы убедила себя, что «опоздание - это не страшно, никто ругать не будет», или что «это касается только меня». Но это не срабатывает и тревога (возбуждение) не уходит. Если женщина осознает, что это связано с матерью, то может обнаружить себя в «квадрате 4». О чем я расскажу ниже.

 

Теперь четвертый квадрат. Признаюсь, ради него и задуман мною был весь этот текст.

Вроде и люди, дела интересные есть. Но «нет сил» заниматься этим.

Куда делись силы? Куда исчезла энергия, предназначенная этим объектам?

 

Ответ 1. Внутрь.

Вернемся к примеру с мамой, дочкой и опозданиями. Если женщина осознает, что это связано с матерью (объект – мама, тревога может исчезнуть, но и энергия - тоже), она начнет нескончаемый внутренний диалог с ее образом. «Нескончаемый» – потому, что внутри он никогда не доходит до развязки (ссоры и новой договоренности). «Внутренний» потому, что нет очевидного смысла выносить его наружу (договариваться с «живой» мамой): тревога направлена не на сегодняшнюю маму, а на ту, которая была, когда женщина была десятилетней девочкой. Эта, сегодняшняя старушка, уже давно ничего от нее не требует, и женщина прекрасно это понимает. А диалог не прекращается: он тянет и тянет энергию. А если таких диалогов десятки? Сотни? Тысячи?

 

Это наиболее распространенный пример «утечки энергии»: незавершенные истории, конфликты, отношения. Все, что было прервано, недоделано, брошено; все, что было «вынужденным компромиссом». Энергия утекает либо на внутренние диалоги, либо на бесплотные попытки «найти другую маму» и доделать это с ней. А все без толку: нет двух идентичных объектов. И, если в примере с сексуальным возбуждением к одной женщине, перенаправленном на жену, это как-то срабатывает, не вызывая сложностей, то с негативными переживаниями не выходит. Видимо, потому, что на «хорошее» мы реагируем похожим образом, а на «плохое» - по-разному.

 

Что делать? Завершать.

Самый простой вариант: если отношения недавние и не слишком острые – решитесь на разговор. Доведите его до завершения (не бросая трубок и не хлопая дверьми).

Если этот ход не возможен (вас не станут слушать, или слишком остро, или спрятано за давностью лет), воспользуйтесь простым техническим приемом: возьмите фотографию, подушку, плюшевого мишку или что угодно еще и выскажите (обязательно вслух) все, что вы не сказали. Вам может захотеться бить или обнимать этот «объекто-заменитель» - пожалуйста, не сдерживайте себя. Делайте то, что хочется.

Вы удивитесь, почувствовав самый настоящий прилив энергии по завершении этой процедуры. И возможно, вам захочется, например, просто позвонить маме, чтобы сказать ей, как она вам дорога.

 

Ответ 2: В тело. Энергия уходит на сдерживание эмоций, переживаний, с помощью телесного напряжения.

Схема: появляется объект (вы читаете интересную статью) – возбуждение (она вызывает некоторое возмущение) – вы напрягаете определенные мышцы, чтобы подавить его (причина: высказать это некому). И таких событий за день – десятки. То у вас ответственный звонок, то шеф что-то буркнул под нос – может, вам? То жена обиделась, что вы задержались, а вы почувствовали вину. Чуть-чуть.

Этакие мелкие «незавершенки» за день. Не разгребать же всю эту мелочевку «с подушкой»! Ни смысла, ни времени. Вот от этого хорошо помогает любая физуха. Пробежались. Покричали по дороге домой в лесополосе «аааа!». Устроили себе «безумный танец» на пару минут, разрешив телу двигаться хаотично. Что угодно, что позволит сбросить накопленное за день телесное напряжение. Это и вернет вам энергию, и избавит от усталости. К слову, появление «вечерних гонщиков и подрезал» - это та же попытка сбросить напряжение, правда, менее безопасная, чем танец или бег.

 

Таковы мои размышления. Допускаю, что существуют иные теории на этот счет. На полноту освещения темы не претендую. Жду ваших вопросов и рассуждений.

Comments

( 94 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
elly_2005
16 мар, 2008 05:21 (UTC)
все верно вроде. Про Ответ 2,в тело. Часто использую. Дома есть музыка такая, африканские барабаны. Вот танец под них, да еще и босиком, помогает очень здорово.
про Ответ 2, Внутрь. Вот не знаю... Иногда пишу этим людям длинные письма, от руки. И не отправляю. Если чувство сильное, могу писать прямо каждый вечер. Однажды, 12 лет назад, была сильно влюблена и меня отвергли - писала прямо 7 дней подрад, часа по полтора. Ушло. Даже более того. Было полное ощущение, что этот человек услышал написанное. Через несколько лет мы встретились с ним.
vika_pekarskaya
16 мар, 2008 14:27 (UTC)
Спасибо, что поделились.
Барабаны, как и письма, - прекрасные варианты!
(без темы) - elly_2005 - 16 мар, 2009 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2009 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elly_2005 - 16 мар, 2009 12:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2009 22:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stefani_kokolo - 15 мар, 2009 23:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elly_2005 - 16 мар, 2009 09:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2009 10:15 (UTC) - Развернуть
tia_ramona
16 мар, 2008 07:43 (UTC)
Очень актуально прио физуху. Более того, не только лишнее уходит, еще и новое приходит. Я 16 дней шлялась с рюкзаком по горам, уже неделю дома, так "прет" во всех отношениях, хочется столько сделать и успеть!(если интересно, как шлялась - заходи "в гости").

А если я пропущу несколько пробежек и тренировок - могу на кого-нибудь незаслуженно окрыситься. Так что стараюсь не пропускать.

Священного трепета перед понятием "энергия", так же, как перед термином "информация", будучи по образованию инженером-электриком, не испытываю.
vika_pekarskaya
16 мар, 2008 14:34 (UTC)
//"прет" во всех отношениях, хочется столько сделать и успеть//
Это здорово!
"В гости" - обязательно.
_posthuman
16 мар, 2008 08:44 (UTC)
вспоминается практика перепросмотра у Кастанеды. надо же...
vika_pekarskaya
16 мар, 2008 14:35 (UTC)
Да, уже все придумано до нас. И неоднократно. :)
natashafahim
16 мар, 2008 09:16 (UTC)
А диалог не прекращается: он тянет и тянет энергию. А если таких диалогов десятки? Сотни? Тысячи?
Эти сотни-тысячи можно проговорить с подушкой? А если причина уже забыта - как ее вспомнить (диалоги из детства)?
Очнь нужная тема, спасибо.
natashafahim
16 мар, 2008 09:30 (UTC)
Уточню.
пример про опоздание - человеку понятно, что в случае с утечкой энергии виновата история с мамой и опозданиями. А как найти, где эта проблема, можно и не догадаться, что именно эта ситуация нуждается в завершении.
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2008 14:46 (UTC) - Развернуть
hikari_7
16 мар, 2008 09:21 (UTC)
Очень важная для меня статья.
Как раз думала недавно про сдерживание энергии.
Видимо, механизм закладывается в детстве, когда родителям важно сдерживать энергию активного-здорового ребёнка. Та проще воспитывать.:)
Причём родительская цензура не осознаётся, а отражается во взрослой жизни физически. Сдержанность, скованность. Потому, что нельзя то или это, и даже думать о чём-то нельзя. Автоматические запреты. Получается, что если я вижу, что скована-зажата, то нужно искать внутреннюю причину: почему я блокирую энергию, и куда она на самом деле должна быть направлена?


vika_pekarskaya
16 мар, 2008 14:53 (UTC)
//если я вижу, что скована-зажата, то нужно искать внутреннюю причину//
В целом, да. :) Опираться удобно на чувство: какое чувство сдержано, и на кого оно не было вовремя направлено.
(без темы) - hikari_7 - 17 мар, 2008 07:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 17 мар, 2008 09:58 (UTC) - Развернуть
koolamesa
16 мар, 2008 12:02 (UTC)
По примеру множества, вожделею твою книгу. Ну когда уже? Когда?

Единственное - теблицу так и не понял. Кажется, она поехала.
vika_pekarskaya
16 мар, 2008 14:56 (UTC)
//Ну когда уже? Когда?//
;)

//теблицу так и не понял. Кажется, она поехала. //
Нет, не поехала. Просто я не умею сделать это, как надо.
Представь в центре систему координат. Вертикаль - есть или нет возбуждения, а горизонталь - есть или нет объекта. Получаются 4 квадрата. 1 - возбуждение есть, объекта нет, 2 - есть и то, и то. И т.д.
Объяснила?
(без темы) - koolamesa - 16 мар, 2008 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2008 17:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koolamesa - 16 мар, 2008 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2008 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koolamesa - 16 мар, 2008 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2008 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koolamesa - 16 мар, 2008 19:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 16 мар, 2008 19:18 (UTC) - Развернуть
aki_yat
16 мар, 2008 15:09 (UTC)
4 квадрат - полностью про меня. Постоянное ощущение пустоты и усталости, тяжелого тела. Сексуальности и женственности из-за зажатости своей не чувствую. Записалась в спорт-клуб, скорей бы он уже открылся!!!
vika_pekarskaya
16 мар, 2008 17:22 (UTC)
Спорт - хорошее "симптоматическое лечение" проблемы. :)
Удачи.
tilomonid
16 мар, 2008 19:58 (UTC)
У меня как раз только вчера произошло осознование куда девается энергия, когда меня обижают то вместо того чтобы разозлится, я подавляю злость(трачу энергию), обижаюсь и говорю себе что мне здесь не место, хочу уйти, и часто не ухожу, а в отсутствии энергии впадаю в спячку(апатия, тоска). Вопрос можно ли по старым конфликтам разбудить старую подавленную злость?
vika_pekarskaya
16 мар, 2008 20:21 (UTC)
//Вопрос можно ли по старым конфликтам разбудить старую подавленную злость?//
Если злость сдержана (т.е. не выражена), она сама "проснется", если начать вспоминать тот старый конфликт. Особенно, если вспоминать детально. Тут, правда, может оказаться, что злости мешает проявиться обида (которая "до слез"). Сдерживая слезы и обиду, мы не можем добраться до злости. Тогда нужно сначала отреагировать обиду (выговорить, а то и выплакать), а потом за ней "пойдет" и злость. А потом много чего еще... :)

Рада видеть у себя "в гостях". :)
(без темы) - tilomonid - 17 мар, 2008 05:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 17 мар, 2008 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tilomonid - 17 мар, 2008 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tilomonid - 17 мар, 2008 12:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 17 мар, 2008 19:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tilomonid - 31 мар, 2008 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 31 мар, 2008 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annahot - 4 ноя, 2009 22:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 6 ноя, 2009 02:56 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 мар, 2008 07:32 (UTC)
Спасибо за тему. Интересно!
Таблица стала читаться после пояснения.
Вопрос: как отличить куда ушло "внутрь" или "в тело"???
Если ведешь внутренние диалоги - значит ушло внутрь? Если хотел бежать-ударить, но сдержался - значит ушло в тело? Или это примитивно?
Светлана.
vika_pekarskaya
17 мар, 2008 10:15 (UTC)
Пожалуйста!

Все примитивное - работает!
Так и есть. Почти. Если тело напряжено и хочется потягиваться - значит в тело. Если там уже "зажимы" - то "в тело" ушло давно. Тут одними криками и бегом не отделаешься: быстро восстанавливается. Надо искать стоящие на ними внутренние конфликты и работать с ними.
(без темы) - (Анонимно) - 17 мар, 2008 11:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 17 мар, 2008 11:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 17 мар, 2008 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 17 мар, 2008 19:30 (UTC) - Развернуть
megavolt_ex
17 мар, 2008 08:53 (UTC)
Мдя... Больная тема. Меня уже задрал поиск куда же она девается :(
vika_pekarskaya
17 мар, 2008 10:16 (UTC)
Понятно, куда уходит...
Восстановить "нормальный" круговорот - вот главная задача!
(без темы) - megavolt_ex - 17 мар, 2008 12:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 17 мар, 2008 19:30 (UTC) - Развернуть
lual
17 мар, 2008 13:12 (UTC)
Ох... После трехдневки во мне актуализировался травматик-перестраховщик. И, прочитав твой текст (и попутно вспомнив свой, похожий, написанный на аналогичную тему) я начала думать о том, как может человека разнести, если он начнет в одиночку вытаскивать то, что давным-давно вытеснено и закомпенсировано. Меня тренер два дня из трех собирал по кусочкам и от травматической воронки отводил. И ведь всего-то краешком травму зацепили при разборе психосоматического симптома. А я мгновенно включила программу на самоуничтожение.
vika_pekarskaya
17 мар, 2008 19:38 (UTC)
//как может человека разнести, если он начнет в одиночку вытаскивать то, что давным-давно вытеснено и закомпенсировано//
Не думаю, что это произойдет с человеком не готовым к этому. Он просто остановится: мы слишком хорошо защищены. И это правильно. То, что ты "зацепила травму", говорит о том, что ты к этому была готова уже некоторое время. Была в этаком "предзацепляемом" состоянии. (Такова моя гипотеза, конечно).

То, что я предлагаю, скорее имеет 2 смысла: 1. Само-помощь в нетяжелых случаях. 2. Лучшее понимание такого, по сути, абстрактного понятия, как "энергия".
Залезть в свою травму человек не сможет без посторонней помощи и готовности, так же, как без зеркала не увидеть ему свою спину.
(без темы) - lual - 18 мар, 2008 05:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 18 мар, 2008 11:26 (UTC) - Развернуть
psichobelka
17 мар, 2008 13:30 (UTC)
Мне кажется,что большая часть энергии уходит не на сам незавершенный диалог(конфликт),а на подавление чувств с ним связанных,потому что это неприятные чувства(злость,обида,боль),и еще может быть запрет на переживание этих чувств.Также,мне кажется,что энергия уходит часто еще и на вытеснение самого конфликта,поэтому человек даже не осознает и не помнит,с чем это связано(об этом упоминали в комментах).Работа с подушкой сработает только для достаточно осознанных людей,либо для недавних конфликтов.Чаще "ругающая мама" сидит давно внутри в виде интроекта,и человек думает,что это он сам ненавидит опаздывать.
Спорт и танцы помогают разрешить "мелкие незавершенки",но опять же к старым мышечным зажимам по-моему доступ еще меньше,чем к внуренним диалогам,потому что у многих вообще очень слабая чувствительность к телу.У нас в культуре не принято внимание к телу,отношение к нему,как к инструменту,замечаем его только,когда болеем:(
Короче с тобой согласна,но не все так просто..Может я усложняю? Я начинающий терапевт..А ты много видела людей,которые сами вот так справляются?


vika_pekarskaya
17 мар, 2008 19:58 (UTC)
Да, верно: вытеснение самого конфликта, запрет на переживание чувств...
Я по-разному затрагивала эти темы, не хотела сейчас заострять внимание на этом: это сильно усложнило и удлинило бы текст. Поэтому и обозначила всю "кучу" таким образом.

//Работа с подушкой сработает только для достаточно осознанных людей,либо для недавних конфликтов.//
:) Это не так (если говорить про осознанность). Когда ко мне на терапию приходит человек и ищет облегчения (уровень осознанности там минимален) - этот простейший прием, практически без моего участия, творит чудо. Он не меняет человека, не учит его ничему новому.. Он просто высвобождает энергию, которая уходила в, как в черную дыру, в эти неприятные переживания.
До глубинных конфликтов человек сам, без постронней помощи не доберется. То же касается и застарелых телесных зажимов. Я ведь и пишу, в основном, об актуальном состоянии.
Может сработать и что-то "старое", но "узкое". Если ситуацию с опозданиями и мамой получится не разворачивать на всю жизнь - то вполне может сработать.

//А ты много видела людей,которые сами вот так справляются?//
Видела, и не раз. Иногда и сама могу такой "фокус" устроить на тренинге. ;)

Задачи нет обучить "самопсихотерапии". Задача - психогигиена и лучшее понимание себя, любимого. Умение помочь себе, облегчить свое состояние. А к терапевту пойдут те, кто ждет перемен. :)
(без темы) - psichobelka - 18 мар, 2008 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vika_pekarskaya - 18 мар, 2008 20:12 (UTC) - Развернуть
rubstein
17 мар, 2008 13:36 (UTC)
аатличный текст! запощу у себя кусочек со ссылкой.
vika_pekarskaya
17 мар, 2008 20:03 (UTC)
Спасибо!
Рада, что понравился. :)
aborygen
17 мар, 2008 16:24 (UTC)
Молодчина!
Талантливо.
vika_pekarskaya
17 мар, 2008 20:04 (UTC)
Re: Молодчина!
:)
Приятно.
(Анонимно)
17 мар, 2008 22:39 (UTC)
а если острые отношения-колбасит от ненависти,злости,обиды. Вариант с подушкой не подходит- остаться одной не получается-всегда кто-то рядом. Дневник пишу,пока не очень помогает. Может есть ещё какая техника? Спасибо за тему,поняла откуда апатия и куда энергия уходит...:))
vika_pekarskaya
17 мар, 2008 23:16 (UTC)
Пожалуйста.

Сократи общение с этим человеком, чтобы не продолжать накапливать негатив.
Дневник - это не то. Напиши злобное письмо, порви, сожги. Нарисуй портрет - тоже самое. Или фотку: художественное вырезание со "злобными фантазиями".
Выберись в лес, или парк - куда-то, где можно покричать. Поколоти деревья палкой, покричи.
Удачи.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 94 комментария — Оставить комментарий )

Profile

в кресле
vika_pekarskaya
vika_pekarskaya

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner