?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Случалось ли вам смотреть фильм в компании, с тем, чтобы потом его обсудить? Я люблю такой формат тренерской работы, и сама часто разбираю фильмы. Но сейчас расскажу об одном фильме, который разбирала не я, но он очень точно иллюстрирует то, как сдерживание эмоций ведет к саморазрушению – человека - психиче-скому и даже физическому.

    Итак, жил-был парень. Скажем, Полуэкт (режиссер не дает ему имени). И страдал он бессонницей. Жил одиноко. Работал на работе, где приходилось сталкиваться с резуль-татами (смертельными) аварий. Много летал на самолетах, часто жил в мире одноразового всего. Покупал дорогие вещи: одежду и мебель. Любил эти вещи.

Психологический комментарий. Он страдал от оди-ночества, он страдал от цинизма людей, соприкасающихся со смертью, он страдал от своего же исключительно потреби-тельского поведения, страдал от бессмысленных и бесцельных контактов со случайными людьми. Не признавал это страда-ние, и вынужден был сдерживать много переживаний. От того и бессонница.

  Опять факты. Он попадает в группу, где люди смертельно больны, где хорошо и правильно плакать, выговариваться. Где сопереживают, и даже любят. И там получилось расслабиться (на мужской груди, которая вполне сошла бы за материнскую) и прореветь-ся. По-прежнему ничего не признавая, он научился через слезы снимать накапливающееся постоянно напряжение, что позволило ему спать.

Психологический комментарий: Это такое псевдо решение. Такой же эффект дают любые методики отреагиро-вания (танцевалка, телеска, холотропка и т.д.), если после от-реагирования не происходит осознавание – а что это было, а про что плакал-злился-хохотал и т.д., то все повторится. Т.е. в результате - облегчение есть. Решения нет.

    В группах смертельно больных появляется девушка. Красивая. И при ней он не может плакать.

Психологический комментарий. При ней стыдно плакать. Раз он смог догадаться, что она симулянтка, то и ей это доступно (думаю, таков ход его мыслей). А раз он не бо-лен смертельно, то – плакать стыдно. Общение с девушкой будит интерес к ней – на лицо сходство между ними. Кроме того, появляется страх, что не достоин, что ничтожен, не мужик. И сразу же в фантазии по-является другой – стильный, остроумный, сексуальный, кра-сивый, агрессивный самец – весь из себя Тейлор (Брэд Пит). С этого момента начинается неосознаваемое раздвоение лично-сти.

  Один (Полуэкт) – еще подчиняется законам цивилизации, но постепенно он учится жить иначе – у своего андипода, Тэйлора, периодически все же задавая неудобные вопро-сы: почему и зачем? Другой (Тэйлор) – отрицает все, что «не имеет подлинной ценности». Он же зани-мается сексом с красавицей (очень буйно). Имеет грандиозный план.

Психологический комментарий. Если развить ход мысли Тейлора, то все должно вернуться к первобытному строю, когда «одна одежка-шкура на всю жизнь». И тогда ци-вилизация перестанет властвовать над Полуэктом, и он смо-жет стать Тэйлором – сильным агрессивным самцом, который дерется и трахается с красивой самкой! Так они стали бы од-ним целым.

  Грандиозный замысел. Что же помешало его осуществить? Ведь Тейлор все преду-смотрел, даже усмирение Полуэкта, в случае, если тот попробует помешать замыслу (т.е. если цивилизованная часть главного героя возьмет верх над брутальной и дикой его ча-стью). Но фокус оказывается в том, что, набравшись дикости и брутальности от Тейлора, Полуэкт уже может противостоять своим диким и убийственным порывам – дико и убий-ственно. Чтобы спасти свою цивилизованную часть. И, быть может, саму цивилизацию.
И, таким образом, две части объединяются, но уже не по плану Тейлора.

    Если отстраниться от образа «двух частей одного я», мне думается, что смерть дру-га, на груди которого он когда-то заплакал впервые, стала для главного героя отрезвляю-щей. Пришло осознание ценности того, кого опекает цивилизация – человека. И что путь «антицивилизации» еще и античеловечен. Произошла переоценка ценностей. У Полуэкта появился шанс остаться собой, взяв то лучшее, что было у Тейлора и больше не нуждаться в нем и его подсказках. И оставить у себя возможность не только трахать, но и любить женщину. Доверять ей. Быть радом. Близко.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
sashaakapolo50
8 дек, 2006 23:36 (UTC)
Бойцовский клуб"...where is my mind..."
Привет, Вика!
Хорошая статья, понравилась...есть смысл пересмотреть фильм еще раз повнимательнее.
Перечетал твою статью шчэ разок, возникли вопросы:
1 Получается, что брутальное нужно подавлять брутально, независимо от цели...добро должно быть с кулаками…

2 «Но фокус оказывается в том, что, набравшись дикости и брутальности от Тейлора, Полуэкт уже может противостоять своим диким и убийственным порывам – дико и убий-ственно. Чтобы спасти свою цивилизованную часть. И, быть может, саму цивилизацию.»

мир во всем мире - любой ценой...
если это так, то чем Полуэкт(олицетворение цивилизованного) будет отличаться от Тэйлора, может Полуэкт уже стал очередным Тэйлором, и получается Тэйлор своего добился…может это и символизирует последняя сцена с падающими небоскребами, мол процесс пошел?
vika_pekarskaya
10 дек, 2006 21:48 (UTC)
Re: Бойцовский клуб"...where is my mind..."
Привет, sashaakapolo50
Спасибо за отзыв, приятно, что понравилось. 

По вопросам. 1. Уверена, если тебя не слышат и услышать не могут (ведут себя крайне брутально), то сначала нужно «дать в лоб» (ответить брутально), чтобы твое существование заметили. Потом можно попробовать договориться. Если нет – разрыв контакта.

2. Второй вопрос более философский. Для меня, все же, тот человек, который получился на «выходе» - это соединение «цивилизованной» и «дикой» части воедино. А падающие небоскребы, скорее, свидетельствуют о том, что, да, необратимые процессы уже пошли. И что-то придется строить заново. Только это не будет первобытно-дикий мир, как хотел того Тейлор.
voron_nad_polem
16 дек, 2006 00:13 (UTC)
Я пару раз читала, как стихи известных поэтов разбирают на составляющие. Выглядит это примерно так: сказав это слово Пушкин хотел показать это, а вот этим окончанием он подчеркнул бренность всего сущего, а вот это первое слово второй строки третьего абзаца логически связано вон с тем словом пятой строки сего же абзаца. Ещё я слышала, что существуют программы, которые пишут довольно неплохие стихи.
Как-то у вас получилосьь, что-то похожее, разбор на кирпичики
Фееричный фильм, бесподобный и огромный как море.
Много-много раз слышала о нем, чаще слышала от парней, от совершенно неожиданных из них. От тех, чья жизнь внешне не дает повода заподозрить внутренние конфликти и глубинное стремление к "чему-то" большему. Этот фильм и достучаться до небес конечно же.
Сама совсем недавно посмотрела и тоже почувствовала это "нечто"
Очень зыбкое неуловимое...
А у Вас получился как лекарство из сочного фрукта, очень сухое и в банке и в аптеке :)
Ну... может это такой научный подход.
Мы люди темные.
А где собственно вся красота.. ниточка хрупкая этого чудного фильма?
может просто пост не о том...
vika_pekarskaya
20 дек, 2006 23:45 (UTC)
//Как-то у вас получилосьь, что-то похожее, разбор на кирпичики//

Мне не приятно ваше сравнение с разбором стихов на составляющие. Мне и самой это совсем не нравится. И моя статья, - на мой взгляд, - это попытка увидеть что-то, что не очевидно на первый взгляд, сложить картинку, которая «чувствуется», но не «складывается».
Если же возвращаться к стихам, то я могла бы вполне поспорить с вИдением критиков и толкователей стихов Пушкина, тех или иных моментов, основываясь на знании эпохи, творчества поэта, многогранности языка и так далее. Если у вас возникло аналогичное желание, то было интересно почитать.

//Сама совсем недавно посмотрела и тоже почувствовала это "нечто"
Очень зыбкое неуловимое...//
На мой взгляд, все «зыбкое и неуловимое», но важное, достойно того, чтобы его «уловить». Именно это я и попыталась сделать. Да, и осталось непонятным, что именно вы слышали от парней.

//А где собственно вся красота.. ниточка хрупкая этого чудного фильма?
может просто пост не о том...//
А что это за ниточка для вас? Без метафор. Неужели не интересно понять? Если нет, - тогда не о том.




voron_nad_polem
21 дек, 2006 22:46 (UTC)
"Если у вас возникло аналогичное желание"
Возникло и очень сильное :) похулиганить и поспорить, сумбурно только вышло, непонятно, ну да ладно.
"Да, и осталось непонятным, что именно вы слышали от парней."
Тут даже не в парнях дела, но во взгляде на мир... который всё реже и реже встречается.
Объяснить в двух словах сложно. Но тема такая часто поднимается в общении, часто встречается в жж. К тому же, если попытаться объяснить простыми словами этот фильм, снова получится разбор по кирпичикам. Ну ладно, попробую..
Наш мир с его вечной суетой и беготней, зарабатыванием денег просто невыносим. Мы окунаемся в него с головой, как в омут, навечно, омут, из которого нет выхода...
И ничего в этом нет неправильного или глупого, всё логично, всё правильно для всех, мы замечательно вписываемся в этот мир, в его такой слаженный механизм, мы успешны, довольны, у нас много вещей, привязанностей, распорядок, утром кофе, стиральная машинка сама стирает, мы это всё любим, мы к этому привыкли, нам в этом хорошо...
Может от того, что люди есть, которые не созданы для всего этого... изначально не вписываются в картину на глубинном уровне... а может просто так обстоятельства складываются... и кто-то в какой-то момент останавливается во всем этом бешеном темпе... поднимает глаза к небу, пишет картину, уходит в монастырь - не суть важно.. та самая пограничная ситуация.
Перестал спать, пошел смотреть на людей, которые живут в другом мире. Они смертельно больны и их жизнь уже никогда не будет прежней, они думают и чувствуют по-другому, они остановились, вынуждены были остановиться. И он идет к этим людям и смотрит на них, чувствует что-то, пытается почувствовать то, что происходит в их душе. И не облегчения ищет от созерцания чужого горя, а помощи именно. Он слишком погряз в этом мире ежедневных забот, чтобы легко найти выход...
Болезнь? :) Была ли болезнь? Раздвоение личности и всё такое? Может быть и была. Хотя... это как пародия на нереальность ухода из этого привычного мира, от рутинной повседневности, от мнимых радостей. Уйти невозможно ,слишком всё сложно, слишком все мы связаны по рукам и ногам. Остается придумать другого, который всё может... поджечь квартиру, найти таких же как ты... опразительно, что их так много? ничуть нет. Так и есть.
"Достучаться до небес" чем-то опхоже. Та же пограничная ситуация с нбольшими отличиями, та же бесшабашность от "нечего терять". То же стремление увидеть "море". Потому что видеть море и чувствовать море и найти то самое море - это высшая ценность...
Вопщем, что-то такое.. скомкано, но как смогла.. посмотрю ещё раз -может по-другому напишу :)
А всё разрушить - как и второй "я" это всё-таки ирония: как нас много таких, что мы можем совершить все вместе.. и каждый!!! каждаый!!! остается на месте.. к сожалению или к счастью. Нам нужа трагедия как в "достучаться до небес" или "другой я" с шизофренией, чтобы разорвать этот круг
vika_pekarskaya
28 дек, 2006 02:17 (UTC)
Вот и славно. Есть моя версия. И есть твоя. Тебе моя кажется "примитивной", а мне - твоя. Думаю, у каждого интересующегося есть возможность составить свое личное мнение. И это правильно.
entropy_lk
22 июл, 2008 12:53 (UTC)
Даже "у дураков мысли сходятся", что уж говорить об умных.

Тот самый мой мужчина (он же "гениальнейший психолог двух столетий") показал мне этот фильм буквально на одном из первых "занятий" - полтора года назад. Комментарии с его стороны были короткие, но очень емкие и яркие - безжалостно потыкал меня носом в собственную лужу. Я помню свой шок и свое удивление: "Этот фильм - обо мне???". Нервно смеялась и искала, куда бы спрятаться, разрывалась от взаимоисключающих желаний - никогда больше не приходить к этому ужасному человеку, показывающему ужасные фильмы и говорящему ужасные слова, а также ни за что не уходить, пока не вытащу из него все остальное.

Да, этот фильм обо мне.

Вика, спасибо за разбор, оказалось, я некоторые нюансы не уловила (не особенно важные, но существенные для полноты картины). Я тогда вообще усиленно саботировала понимание - было очень страшно догадаться, что все это имеет ко мне хоть какое-то отношение.
vika_pekarskaya
23 июл, 2008 16:44 (UTC)
Пожалуйста.
Я и сама этот фильм по началу не любила и не понимала. Пока не посмотрела в компании хороших людей, с вопросами и комментариями.
t_34_
11 янв, 2009 11:26 (UTC)
Вика, скажите, возможно ли действительно в реальной жизни такое раздвоение личности, как в фильме, когда главный герой совершенно не помнил и не осозновал свое второе я - Тайлера? Что вот допустим днем он обычный, а по ночам превращается в совершенно другой персонаж. Честное слово, все это кажется чем-то совершенно фантастическим, выдумкой, что такого в жизни не бывает... А если бывает, то что это - шизофрения или как-то по-другому называется?
vika_pekarskaya
12 янв, 2009 22:37 (UTC)
Я не видела.
Психиатры утверждают, что бывает. "Множественная личность", кажется, называется.
Но я в этом не специалист.
azzc
14 фев, 2009 00:46 (UTC)
хм... есть над чем задуматься!
vika_pekarskaya
14 фев, 2009 18:20 (UTC)
Всегда есть.
Вы что-то конкретное имели в виду?
( 13 комментариев — Оставить комментарий )